Развитие ребенка от года до двух: обучение следованию

Nov 06, 2013 22:01

Оригинал взят у getnewpost в Развитие ребенка от года до двух: обучение следованию
Посвящается наступлению весны :)

я буду привычно пользоваться словом "следование", но вначале хочу дать свое определение. Следование - совместная деятельность ребенка и мамы по освоению пространства вне дома. Следование- важнейшая для ребенка возрастная сфера, наравне с освоением самостоятельной гигиены. По важности эти две сферы равны, по опыту-полярны. Гигиена дает ребенку пространство для инициативы и проявления своих возможностей, развития сознавания чувств, контроля. Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависомой позиции, учит передавать инициативу.

Как же научить ребенка в возрасте от года до двух не убегать от мамы? Рожановскую концепцию следования вы знаете, предлагаю вам альтернативную, к которой я пришла, осваивая вместе с ребенком совместные прогулки :)

Следование как совместная деятельность учит ребенка не столько "не убегать" сколько ориентироваться на маму и передавать ей свою инициативу в освоении пространства.В совместной деятельности вообще основное - это подражание, " я как мама". Следование дает следующий шаг для развития психики и личности- ребенок не просто подражает, но еще и активно учится,находясь в ведомой позиции. то есть, когда мама например с ребенком моет посуду или еще чем-то занимается, она его не учит непрерывно, в основном-ребенок сам берет за мамой и повторяет, иногда мама ему что-то показывает. Следование -такой вид совместной деятельности, где мама полностью берет на себя ответственность и учит ребенка непрерывно, до тех пор, пока он не осваивает основы поведения на улице в совершенстве. Пространство вне дома - для ребенка является очень насыщенной информационной средой, для мамы важно максимально полно знакомить ребенка со средой и расставлять ориентиры.
Готовность ребенка к освоению поведения вне дома определяется тем, умеет ли ребенок ходить за руку с мамой. Некоторые дети изначально охотно соглашаются ходить за руку(повезло :), других и этому надо учить- годовалые дети сверхчувствительны к границам, из-за этого могут воспринимать хождение за руку как посягательство на личную неприкосновенность. у меня сын был таким, хотя пошел он в 9 месяцев, стал ходить за руку со мной только после 1,2-1,3,т.е. после окончания кризиса года, плюс я удачно воспользовалась прогулками в не очень удобной для годовасика зимней обуви, когда Юра был вынужден держаться за мою руку на прогулке :) Так и привык, и к теплому времени года уже уверенно держался за мою руку и не вырывался)))

В общем, пока ребенок не ходит за руку - носим на руках, коляска - только лицом к маме. Если уже ходит, но за руку не ходит-сначала учим ходить за руку, потом начинаем ходить на прогулки :) Ходит за руку - выходим осваивать улицу. Двор своего дома или огороженная площадка для следования не подходят, так как пространство, скажем так, не агрессивное, защищенное. В таком пространстве ребенок может проявлять инициативу и реализовывать энергию дерзновения сколько хочет. Т.е. для того чтобы реализовать концепцию следования надо выходить в незащищенную среду-ходить по тротуарам, ходить в магазины и т.п.
Сначала ребенок ходит строго за руку, гулять вокруг мамы-только в безопасном пространстве. Хождение надо много тренировать, это навык, который закрепляется постоянными повторениями, как впрочем и любой другой в возрасте от года до двух. Собственно говоря, никакого другого способа для таких малышей что-либо закрепить просто не бывает. ну разве что стресс, например испугать разделением с мамой или страшным дядей, но это не наши методы :) Если ребенок вырывает руку или быстро устает и просится на ручки- несем его мелкими перебежками-пронесли-прошли,пронесли-прошли.
Когда малыш привыкает ходить за руку-мама очерчивает вокруг себя мысленно небольшой круг, в котором ребенок может вокруг неё осваивать пространство. Это уже к полутора или даже чуть позже, прямой физический контакт за руку сменяется контактом глаз и контактом через речь, но этот вид связи с ребенком уже должен быть хорошо освоен.
Мама и ребенок постоянно смотрят друг на друга, ловят взгляд друг друга, мама сопровождает все действия ребенка словами. К этому моменту ребенок уже должен уметь останавливаться по слову-"стой" и подходить по слову "иди ко мне", ну или любым другим словам которые маме нравятся. Но этот навык уже должен быть. Это второе чему ребенка надо научить после хождения за руку. Останавливаться и подходить на зов. Особенно важно для темпераментных и возбудимых детей, которым трудно сосредотачиваться. Чем активней ребенок, тем важней для него четко ощущать границу- слово "стой", это то слово которое границу проводит.
В зависимости от защищенности пространства мама или ведет ребенка за руку(по тротуару, например) или отпускает в "свободное плавание"(на закрытой площадке) или очерчивает вокруг себя круг, внутри которого ребенок может находиться, не теряя при этом визуальный контакт с мамой( в парке например) . Чуть ребенок переступает границу маминого мысленного круга - мама его останавливает и возвращает , вначале физически и словами, потом только словами.
Чем старше ребенок, тем шире может быть этот круг. На закрытой площадке или во дворе роль круга может играть забор, на оживленной улице-это четко рука мамы или её юбка(очень удобно кстати, можно ребенка попросить держаться за юбку, если нужна свободная рука).
Если ребенок видит что то интересное, что его манит-он вначале смотрит на маму, на её реакцию, а потом либо подходит к ней ближе, если мама дает ему сигнал, что туда не надо ходить, либо мама замечает интерес ребенка и сама начинает двигаться в сторону того, что заинтересовало ребенка. таким образом, ребенок в принципе не пересекает этот воображаемый круг вокруг мамы, он может маме показать на что -то интересное,но инициатива и ответственность всегда полностью на маме, мама определяет можно ли переместиться в какую-либо сторону, идет туда или не идет, и ребенок таким образом либо получает возможность исследовать пространство, либо получает сигнал о том, что подобных мест/предметов нужно избегать.

Следование как навык полностью сформировывается к двум годам, до двух нет смысла требовать от ребенка четкого следования или говорить что у мамы с ребенком есть проблемы со следованием или нарушения привязанности. Но учить следовать обязательно нужно, это прям важно-важно и для безопасности и для развития, куда важнее чем любое другое обучение в этом возрасте. а то некоторые мамы умудряются к двум ребенка натаскать на алфавит или счет, но совсем не учат поведению в разных местах... а после двух дети ох как быстро могут убегать, и непредсказуемо... у них же в два года ощущение всемогущества появляется :)
Коляску вперед лицом, по моим ощущениям, можно использовать не раньше полутора, а лучше-после двух, когда поведение следования уже полностью закрепилось. От эпизодических прогулок в коляске следование не пострадает,но все таки стоит помнить что навык закрепляется регулярными многократными повторениями,т.е. чтобы ребенок следовал-надо ходить с ним побольше, а не просто гулять в одних и тех же безопасных местах.

Быть МАМОЙ, Возрастное: от 1 до 2 лет, детская психология, Альфа-родительство, детская тема

Previous post Next post
Up