Salò o le 120 giornate di Sodoma | Сало, или 120 дней Содома
Режиссер: Пьер Паоло Пазолини
Сюжет: Четыре фашиста с помощью трех или четырех зрелых проституток набирают по 9 юношей и девушек, которых подвергают ментальному, физическому и сексуальному насилию в течение 120 дней.
На самом деле: Четверо "извращенских" (в кавычках, потому что мы тут судим об искусстве и как бы нельзя судить однобоко и ктегорично, не демонстрируя открытости мышления) уё*чиков (потому что не великие, не страшные и даже не ужасные, но зато очень неинтересные) из сотни выбирают 18 парней и девок. В течение (якобы) 120 дней они их сначала заставляют "играть с членом" (цитата), потом постепенно переходят к как таковому "изнасилованию", заставляют быть собаками, только спустя час от начала фильма пускают в ход тяжелую артиллерию - копрофагию в жесткой форме. Последние 30 минут фильма жертвы стукачат друг на друга, слушают очередную "возбуждающую" историю от зрелой проститутки №3, заключительные 10 минут фильма посвящены умерщвлению жертв.
Точки зрения: смешной, возбуждающий, отвратительный, новаторский, метафоричный, гуманистический.
Смешной
Потому что многие актеры играют неубедительно, а старые хрыщи зачастую нелепы? Если "Сало..." был задуман как комедия, то получилось крайне неудачно. И сатиры, конечно, никакой нет.
Возбуждающий
Кто-то в комментариях к фильму назвал "Сало..." невероятно поэтичным фильмом, выразил любовь к другим фильмам Пазолини и всем работам де Сада. Расшифруем: чувак вдохновляется насилием и копрофагией на... насилие и копрофагию, надо полагать. Оперируя примитивными представлениями о добре и зле, мы скажем, что высшее зло причинять боль другому, причинять другому то, чего бы мы для себя не хотели. Фашисты в фильме сами признаются в том, что не хотели бы подвергаться тому, чему они подвергают своих пленников и пленниц. Следовательно, опираясь на "христианские" истины, насилие - зло, не имеющее право на существование. Желать этого - не меньшее зло. У кого-то есть другие более убедительные системы координат зла и не зла?
*Никакого отношения к consensual bdsm сказанное не имеет.
Отвратительный
Он же шокирующий. Не искусство, потому что показывает отвратительные, уродливые вещи? Это не серьезный аргумент и если уж на то пошло, то не такой уж фильм и шокирующий. Фекалии - это просто гиперблевотно, но меня лично не шокировало. А по сравнению с этим все остальное даже не впечатляет.
Новаторский
Я не сильна в истории кинематографа и не могу судить, было ли показано насилие в таком "откровенном" виде до 1975 года. Наверное, нет. Может, действительно именно Пазолини открыл дорогу сексуальным извращениям и насилию ув современном кинематографе. В любом случае, современные авторы делают это лучше по многим критериям (актерской игре, посылу, эмоциональному воздействию и т.д.).
Метафоричный
В интервью Пазолини говорил, что копрофагия в этом фильме является метафорой на быстро распрстраняющийся фаст-фуд. Без комментариев. Но, честно говоря, по-моему Пазолини просто помешан на дерьме (судя по "Декамерону", например).
Фашистское секс насилие он (якобы) сравнил с коммерциализацией секса в период позднего капитализма. Идея интересная, но по стилю повествования вообще не раскрывается.
Гуманистический
Злодеяния героев призваны вызвать омерзение к насилию? Их поступки гадки, но не вызывают потрясения до глубины души, которого Ханеке добился одним лишь трейлером к Funny Games. Жертвы не вызывают особых эмоций, злодеи - лишь слабую ненависть и омерзение.
Фильм: Может быть, отстраненное, безэмоциальное повествование было задумано режиссером с самого начала. Может, с той целью, чтобы каждый сам мог для себя выбрать угол интерпретации. Принято считать крутым, когда произведение вызывает ожесточенные дебаты и столкновение самых разных мнений. Но на этом интересность фильма и заканчивается. В своем роде это как наскальный рисунок в живописи. Сцены длинные и утомительные, ненапряженные и статичные. Моменты контрастирующей с общей атмосферой фильма красоты (попытка нежного секса "новобрачных", самоубийство пианистки) смотрятся сликшом прозаично, как будто просто так вписаны. Довольно нудный, фильм из серии "что", а не "как".
*Самое эффектное в фильме - его постер
www.imdb.com/media/rm1032623872/tt0073650