К вопросу о смыслах и ассоциациях

Feb 24, 2013 12:44

Ответ на комментарий не уместился в рамках комментария и пришлось делать отдельную запись. Вот само стихотворение целиком, по поводу строк которого возникли интересные вопросы:

Бахыт Кенжеев
* * *
Сколько гордости жалкой, чтобы в обветшавшее море дважды
не входить. Царапает нёбо хлеб ржаной, и не лечит жажды
алкоголь. Неуютный случай. Скоро ливень ударит певчий.
Там, вверху, за чернильной тучей, жизнь воздушная много легче,
чем положено одноногим и слепым - и в озонной дымке
неотложные реют боги - вроде чаек, но невидимки.

Знаешь магию узнаваний средь огней и ангелов? Разве
не к магниту тянется магний? (К силе - свет, и молитва - к язве).
Откричусь когда, в глину лягу - успокой меня грубой горсткой
голубой средиземноморской (к соли - ночь, и голубка - к благу).
Ночь блаженная, ночь кривая - ясной тьмой мое сердце дразнит.
Дождь спешит в никуда, смывая всё. И молния с треском гаснет.

(1 комментарий - Оставить комментарий )

Пишет evr_evr
в ответ на http://lapadom.livejournal.com/970025.html

24 фев, 2013 01:48 (местное)

Этот вот кусок - "К силе - свет, и молитва - к язве).
Откричусь когда, в глину лягу - успокой меня грубой горсткой
голубой средиземноморской (к соли - ночь, и голубка - к благу).
Ночь блаженная, ночь кривая - ясной тьмой мое сердце дразнит."

Как-то совершенно не расшифровывется.
Как бы слишком накрученная абстрактная живопись.

Отвечаю.

Да, тут двумя словами не отделаешься:) это трудное место для анализа, но не такое уж темное, как кажется на первый взгляд. Это мандельштамовская традиция (были и до него , просто его способ усложнять смысл первоначального варианта за счет затемнения и новых элементов очень наглядно показан в статьях Гаспарова). В целом в этих строчках разрабатывается мотив посмертного воздаяния. Библейские "силы" и "язва" отсылают к истории Иова, но туманно, лишь намекая на нее. За счет резкости, рубленности противопоставлений достигается динамика в рвзработке элегический, плавной, по сути, темы. Почему к "силе - свет"? Трактовать можно, как мысль о рае, достающемся сильному теловеку-титану, творцу, чья гибель (смерть?) обставлена в роскошных декорациях грозы на море. Одновременно помним о библейских смыслах этих слов (такая многозначность - прелесть и заслуга современного поэтического языка). Почему "молитва - к язве"? Потому что тот, кто молится, то есть признает, славит и утверждает Господа в сердце своем, тот и удостен испытания - язв Иова. Очень ветхозаветный мотив, суровый. Возможно, есть еще библейские обертоны, но мною они не вычитываются - недостаточно знаю Ветхий Завет. Почему, когда поэт (=пророк и лирический герой) "откричится", ляжет в глину (сразу отсылка к строке Бродского о глине и благодарности), то он просит, чтобы Господь (а, возможно и близкий человек, исполнитель высшей воли), успокоил его горсткой средиземноморской соли? Ну, во-первых, потому что упокоиться в просоленой земле Венеции лучше, чем где-то в северной глуши (что спорно), а во-вторых, это - однозначно мандельштамовский мотив. "Поэт - соль земли", и стихи,- это тоже соль, то есть, главное в жизни. Кроме того, соль - священный предмет в образном мире Мандельштама, и именно ею, солью поэзии, должны исцеляться душевные раны (язвы) после смерти, точно так же, как они растравлялись ею при жизни (это уже мое произвольное развитие образа). Такая трактовка образов позволяет понять, зачем "к соли - ночь" (то есть зачем к стихам - гроза на море ночью) и "голубка - к благу" (то есть спасение и просветление, ведь голубка - это ковчег и потоп). Спасение, избавление от смертного забвения - в поэзии, которая, как грозовая ночь, прекрасна и ужасна одновременно. Это - если очень сильно буквализировать смысл и обрубить все побочные ветви дополнительных значений и ассоциаций. И, наконец, отчего "Ночь блаженная, ночь кривая - ясной тьмой мое сердце дразнит"? Здесь настолько интересный случай применения эпитета "кривая", что на нем стоит остановиться отдельно. "Кривая" ночь - это опять-таки, очень по-мандельштамовски сказано! Кривая, потому что пронизана изломанными ветвями молний. Кривая, потому что неправильная, нерациональная, как и сама жизнь ("чтобы не сумел загордиться человек" - В.Ерофеев). Кривая (это уже совсем на заднем плане смысла), - потому, что, по-фольклорному, "кривая -вывезет", выведет к истине; и потому, что "кривая" - одноглазая, как скандинавский Один, в чьем владении мед поэзии... И так далее, и тому подобное. Видите, как заиграл банальный эпитет, возвышенный строкой до художественного образа? "ясной тьмой мое сердце дразнит" - то есть осеняет молниеносным постижением истины (ясная тьма - это однозначно - молния, после ослепляющей вспышки которой ночь кажется еще темней).

Для того, чтобы осмыслить образы двух строчек стихотворения, мне понадобилось сорок строчек прозы. Это и есть волшебство поэзии, колоссального "ускорителя" сознания (Бродский). И в современной поэзии много таких мест, а то, что я написал - это довольно неуклюже и приблизительно, но эти смыслы там есть, и, более того, многие из них представляются мне очевидными.

Огромное спасбо evr_evr за повод к высказыванию и автору - за стихотворение!

друзья, литературоведческое, цитата, стихи

Previous post Next post
Up