May 02, 2012 10:42
Инна Кабыш
***
Эвридика не только жена Орфея -
она сама Орфей:
я настаиваю на том, что и ей
был дан голос.
Но если Орфей - только Орфей,
свободный от житейских забот,
живущий вне быта,
весь в себе,
ибо мужчина,
то Эвридика -
в быту по горло
(в котором звук!),
забот у ней полон рот
(которым петь!),
и вся она
(то есть вся её песня) -
в других,
потому что женщина:
ей нечем взять лиру:
«здесь её обе заняты».
Аукните:
«Орфей!..» -
и откликнется:
«Орфей...»
Аукните:
«Эвридика!..» -
и откликнется:
«Жена Орфея...»
Так - из века в век:
Как бы ни была одарена женщина,
с нее спрашивают как с жены.
Но с неё спрашивают и как с Орфея:
дар обязывает.
Она несёт два креста,
она проживает две жизни,
у нее год за два,
как на войне.
Но сердце-то у нее одно!
Эвридика не выдержала:
она ушла из ада жизни
в ад смерти,
из двух зол выбрав меньшее,
ибо для певца ад -
место, где он не поёт.
Это здесь она была тенью,
а там она Эвридика.
Ведь сказано:
«...раз голос тебе, поэт,
дан,
остальное взято».
Эвридика выбрала голос
(или он её),
а остальное,
уйдя,
«взяла» у себя.
И напрасно Орфей пришёл за нею:
она никогда не вернётся,
ибо у каждого из них свой ад.
Это она сама его окликнула,
чтоб оглянулся -
чтоб остаться -
чтоб петь.
Вот и Сафо,
вот и Марина
ушли, не выдержав.
Это они нас окликают,
чтоб там петь.
стихи любимые