Вот на это я прошу отзывов ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

May 15, 2011 03:28

мне важно мнение не только людей, имеющих отношение к Музыке

ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ СЛУШАЮТ КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ

Read more... )

проза, Музыка, культура, важно

Leave a comment

lapadom May 15 2011, 11:08:52 UTC
По первому высказыванию - совершенно, совершенно согласен. Так и есть, и то же можно сформулировать списки предрассудков и мифов с массовом сознании, и в отношении кино, и в отношении литературы...

По поводу развлекательности: с одной стороны это ярко выраженная тенденция в современном обществе потребления, искусство выступает здесь как продукт, товар и все его многообразие воздействия на человека сводится к удовлетворению нехватки позитивных эмоций и примитивного любопытства. С другой стороны, это философская очень серьезная и древняя проблема, ее начали разрабатывать еще в античности, создав несколько теорий: катарсиса, мира идей, концепцию грехи и искупления... Должно или нет развлекать высокое искусство? Конечно, да, но вот является ли это одной из основных его целей, или это просто побочный эффект?
Не берусь сказать. Пожалуй, надо залезть в Лосева и Гаспарова, спасибо, что Вашим замечанием побудили поднять старые конспекты...

Про школьников и студентов - это комбинация 5 и 6 мифов из моего текста, просто Вы ее иначе сформулировали, кажется, несколько более живо, и словечко "ботаник" здесь как нельзя более к месту.

Reply

erdes May 15 2011, 11:21:03 UTC
Просто я общаюсь со школьниками и знаю, как они воспринимают классику и в каких терминах формулируют своё отношение к ней. :)

К тому же, классическая музыка ассоциируется у подростков со зрелым возрастом и с определённым стилем жизни. Это всё тот же пункт 6, только я бы ещё добавила сюда отсутствие в классической музыке агрессии и напора, запрос на которые у людей, не слушающих классику, очень высок. Увы, у части населения классика ассоциируется с отрывом от реальности, с неумением жить. Как сказано в комментариях ниже - "Чтение Шекспира не поможет саморефлексии менеджера пр продажам". Я-то считаю, что очень даже поможет, мне же помогало когда-то в работе пиар-менеджера. Но большинство менеджеров читают Донцову и учебники по менеджменту, а чтение Шекспира у них ассоциируется с напрасной тратой времени и воспринимается как симптом неуспеха в жизни. Как и прослушивание классической музыки.

Reply

lapadom May 15 2011, 11:27:09 UTC
Вот эти ложноклассические ассоциации некоего "стиля жизни" отпугнули от классики больше молодых, чем что-либо иное...

Агрессии и в классике хоть отбавляй, но да, по сравнению с хеви-метал, она лежит ниже порога чувствительности молодежи... Это сложная и плохо, как мне кажется, изученная проблема.

Reply

erdes May 15 2011, 11:37:09 UTC
Вспоминаю одну давнюю передачу с Гариком Сукачевым, где он говорил, что рок полезен для молодёжи тем, что содержит в себе здоровую агрессию. Вопрос спорный, хотя рок я люблю и сама в своё время не только слушала, но и играла. После рока классика кажется скучной, в ней нет барабанов, гитарных "запилов" и множества подобных вещей протестного характера. Классика - это другой уровень.

В подростковой среде присутствует очень жёсткое разделение на касты, на классы. А музыка - мощнейший идентификатор принадлежности к тому или иному классу. Музыка, одежда, разные мелочи - для подростка всё имеет огромное значение. Поэтому редко можно встретить подростка, который свободно слушает и классику, и рок. Обычно что-то преобладает - просто от желания принадлежать к некой группе, которая воспринимается как престижная.

Кстати, я классику слушала с детства параллельно с другой музыкой. Иногда мы всей семьёй ходили в филармонию, в оперный, и мне очень нравилась именно торжественность, дворцовая обстановка, интерьеры оперного театра. Я там себя чувствовала очень комфортно. Но я не показатель, я училась в самой "мажорной" школе города, где классику было престижно знать. А вот моя кузина из обычной "дворовой" школы стесняется ходить в оперный, ей кажется, что это не для неё.

Reply

lapadom May 15 2011, 12:59:10 UTC
Вот-вот, Вы как нельзя более точно формулируете и то, что касается классики в подростковом возрасте и то, что испытывает на себе молодой человек, стремясь самоутвердиться и добиться чувства товарищества, кастовости, локтя. В отсутствие религии, маркером и объединяющей силой может выступать и музыка, и одежда, и многое другое... Эти инфантильные, подростковые черты, присущие любой субкультуре, распространяются и на все остальное общество, но только не универсально, как у тинейджеров, а избирательно. Каждый взрослый чувствует себя кем-то. Задача "взрослой", "совершеннолетней" цивилизации, воплощенной в культурном демократическом обществе, направить эти силы на высокое искусство, серьезную науку и социальную активность. Все это я очень "общё" сформулировал, звучит несколько абстрактно... Но, полагаю, и без меня все это уде сказано более точными и ясными словами.

По поводу агрессии. Не думаю, что Сукачев прав. Он - внутри своей профессии, он неизбежно будет выступать ее апологетом, а рока без протеста нет. Протест без агрессии - ничто. Все логично и последовательно. вот только я не думаю, что общество нуждается в заряде агрессии, на что бы она ни была направлена. Ясность мысли, твердость убеждений и активная жизненная позиция - где в этих понятиях агрессивная составляющая? Впротчем, мы уходим от темы классической музыки.

Reply

erdes May 15 2011, 16:21:20 UTC
Совершенно с Вами согласна - у очень большой части взрослых, к сожалению, присутствуют подростковые комплексы, стремление доминировать или хотя бы быть "не хуже других" в своей социальной группе, стремление получить знаки престижа, принятые в ней - и отсутствие интереса к культуре как таковой. Культуру такие люди воспринимают как дополнительное средство самоутверждения. Истинный интерес к ней присутствует только у тех, кого раньше называли интеллигентами - сегодня это слово приобрело слишком много разных странных коннотаций.

По поводу агрессии тоже соглашусь. Я не считаю, что агрессия полезна. По-моему, что сейчас её количество в массовой культуре зашкаливает, и это нехорошо и опасно - кроме того, что неталантливо и бессмысленно...

Когда я искала издателя для своего романа "Рыцарь без меча", я воочию увидела, ощутила запрос коммерческих издателей на агрессию. Мне говорили буквально следующее: "Уберите из своей книги философско-духовную линию и добавьте событий, экшна, можно и насилия, крови-мяса". То есть в голове издателей сидит убеждение, что сегодня требуется нечто жёсткое.
Та же самая установка и заставляет людей сторониться той же классической музыки и вообще неагрессивого искусства как чего-то неактуального, не соответствующего их жизни, их целям.

Reply

lapadom May 15 2011, 16:51:54 UTC
Как писал Зощенко: "Жизнь устроена проще, обиднее и не для интеллигентов"

Reply

erdes May 15 2011, 17:55:32 UTC
На самом деле, мне не кажется, что жизнь несправедливо устроена.:) К тому же, у меня много друзей в других странах, и я знаю, что в разных местах она устроена по-разному. Слово "интеллигент" сегодня, по-моему, требует замены, потому что ассоциируется уже не столько с типом, сколько с представителями определённых поколений. Но каков его сегодняшний синоним - даже не знаю... Мне нравится слово "аристократ", и в смысле отношения к культуре, но это не совсем то.

Reply

lapadom May 15 2011, 18:16:57 UTC
О терминах можно спорить, но главное, что мы понимаем друг друга, это замечательно.

Reply

erdes May 16 2011, 04:02:06 UTC
Да, это здорово.

Reply

yudinkostik May 15 2011, 18:33:55 UTC
в подростковой среде все это деление на касты и классы, мне кажется, от того же, что и у взрослых - нежелания самостоятельно мыслить и действовать... отчасти, и проблемы с восприятием классики идут от этого - гораздо проще воспринимать музыкальные штампы, чем что-то, требующее внутреннего усилия...

я вот тоже постоянно общаюсь с детьми разного возраста - от 6 до 26 (по своей работе), и поражает именно уровень заштампованности, почти физиологической тяги к всем этим социальным статусам, группировкам и т.п.

собственно, потом это все плавно перетекает во взрослую жизнь, только игрушки чуть-чуть меняются, а суть та же...

Reply

lapadom May 15 2011, 18:46:10 UTC
Выходит, я если и не достиг цели, то был на верном пути, размышляя по поводу штампов массового сознания.

Reply

yudinkostik May 15 2011, 19:02:58 UTC
думаю, да - конечно, все идет от штампов... если выразиться жестче - от привычки к стадности... ведь очень часто классику не слушают просто потому, что социальный статус не велит, т.е. до собственно музыки вообще дело не доходит...

я маленько мизантроп и считаю, что таково большинство представителей рода человеческого - люди не любят напрягаться по жизни:)... но это, конечно, не значит, что при удобном случае не нужно немножко помогать людям освобождать мозги - это далеко не всегда получается, но иногда вдруг да и выходит:)

Reply

lapadom May 15 2011, 19:09:48 UTC
Вот очень точно сформулировано, что до самой музыки дело-то и не доходит. И очень правильная жизненная позиция, и здоровый скептицизм - только на пользу.

Reply

yudinkostik May 15 2011, 19:21:17 UTC
вот, кстати, как человек умеет пропагандировать классику:))
(я не могу сказать, что приверженец такого стиля, но вызывает уважение умение работать с адиторией)

http://www.ted.com/talks/lang/eng/benjamin_zander_on_music_and_passion.html

Reply

lapadom May 15 2011, 19:48:26 UTC
Спасибо, посмотрю на свежую голову

Reply


Leave a comment

Up