Секрет обаяния. Норман Роквелл

Feb 06, 2024 15:25

Секрет обаяния. Норман Роквелл
(По интервью Владимира Абаринова с искусствоведом из Бостона Радой Ландарь)


Норман Персиваль Роквелл прожил большую жизнь, 84 года. Родился 3 февраля в Нью-Йорке в 1894 году, а не стало его в Новой Англии, в Массачусетсе. В 1978 году он умирает в городе Стокбридж, в котором прожил последние свои 25 лет и в котором благодаря его третьей супруге был создан еще при его жизни замечательный музей в доме, в котором жил художник. Дед его был английским художником, то есть были в семье люди, которые умели рисовать. Вместе с любимыми авторами, Чарльзом Диккенсом и Марком Твеном, дед прививал ему любовь к деталям, к наглядным историям, к тому, что рисунок должен быть сделан, пускай он будет делаться долго, но чтобы он был сделан максимально не халтурно. Норман был щуплым ребенком с плохой координацией и косолапием, поэтому на успехи в спорте ему рассчитывать не приходилось. Он не был лидером. Рисование стало его отдушиной. Уже в 18 лет он стал художественным редактором журнала бойскаутов Boys Life. Представляете, в 18 лет он не просто берет заказы, получает небольшие деньги, а становится арт-редактором. Проходит пара лет, и в 1922 году его рисунок впервые стал обложкой знаменитого филадельфийского Saturday Evening Post, и 47 лет он лидирует в этом журнале. Когда Норман Роквелл начинает, этот журнал выходит каждую неделю. Ждали не текстов даже, а тексты были прекрасные в этом издании, был там и Марк Твен, был там и Джек Лондон, Киплинг очень хотел там печататься. Уже очень скоро после начала сотрудничества с ним Нормана американцы ожидают Saturday Evening Post исключительно чтобы посмотреть, какую обложку для журнала сотворит их любимый художник. Все, что он рисовал, становилось известно всей Америке практически тут же. О его учителях. Томас Фогарти, Джордж Бриджмен, Фрэнк Винсент Дюмонд. Фогарти - великий преподаватель, он известен как великолепный иллюстратор Марка Твена и Конан Дойля. Бриджмен - ученик Жан-Леона Жерома и Гюстава Буланже, под его руководством Роквелл изучал анатомию человеческого тела. Дюмонд - один из первых американских импрессионистов, тоже воспитавший тысячи учеников. Роквелл получил классическое образование в американских художественных школах, специализируясь с самой юности на искусстве иллюстраций. Сначала это была школа искусств, основанная Уильямом Чейзом, первейшим импрессионистом Америки. Он переходит в Национальную академию дизайна, затем в знаменитую Лигу студентов-художников Нью-Йорка. Везде очень недолго остается. По два года, по полтора, где-то несколько месяцев. Его карьера складывалась невероятно быстро. В середине 30-х годов он продолжил немножко учебу в Париже, где испытал неизбежное влияние абстракционизма, правда, впоследствии отказавшись от него очень быстро. В жизни Нормана Роквелла было очень много денег, много заказов, много путешествий. И даже если какая-то из жен умирала или уходила от него, а их было три, он очень быстро выходил из печальной или трагической ситуации. В 30-е он выходит на пик своей карьеры, редакторы иллюстрированных журналов заваливают его предложениями. Контрактные обязательства неумолимо давят сроками, миллионная читательская аудитория ждет субботнего чуда. В 1932 году Норман Роквелл попросил Мэри, свою вторую жену, переехать с ним жить навсегда в Париж, потому что он не мог уже больше отвечать на запросы издательств, такой популярностью он пользовался. Мэри немедленно согласилась, она давно хотела путешествовать по Европе. И первым же пароходом Роквеллы едут в Европу. Кстати, их уже трое. Первому, старшему сыну из троих детей Мэри и Нормана Джарвису Уокингу пять месяцев. В Париже правила бал абстракция. Быстро сообразив, что заработка, необходимого для содержания растущей семьи, в Европе не предвидится с его любовью к пунктуальной работе, к рассказу, анекдоту, истории, к реалистической живописи, Норман очень решает возвращаться. И уже осенью они возвращаются домой. А в Штатах депрессия, в Штатах сухой закон, в Штатах гангстеры, безработные, безнадега. Но это дом Нормана Роквелла, здесь он свой. Художник засел в студии. Мэри ждет второго ребенка. Своим чередом идет жизнь, и в 1935 году исполняется в Америке сто лет со дня рождения Сэмюэля Ленгхорна Клеменса, нам более известного под псевдонимом Марк Твен. Универмаг Macy's не мог остаться в стороне и обратился к Норману Роквеллу. А того уговаривать не надо, он буквально загорелся идеей. Он поехал в Ганнибал, штат Миссури, где происходили события романов о Томе Сойере и Гекльберри Финне, с дотошностью исследователя исходил, излазил все места их похождений, даже общался с людьми, чуть ли не лично знавшими прототипы мальчишек. Результатом вояжа Нормана стали восемь цветных иллюстраций для каждой из двух книг, вышедших в свет соответственно в 1936 и 1940 году. Если бы за свою жизнь художник написал только эти картинки, он уже обеспечил бы себе бессмертие. Потому что в детстве папа каждый почти вечер читал ему и его брату спортивного, в отличие от Нормана Роквелла, телосложения истории Диккенса. Вот эти постоянные тренировки в создании иллюстраций именно к Диккенсу и к Марку Твену развили в нем умение самостоятельно выдумывать драматургию, сценарий. Во Второй мировой войне Роквелл участвовал своей кистью. Во-первых, он создал образ клепальщицы Рози - американской женщины, которая пошла трудиться на авиационый завод, чтобы помочь победе. Вместе с одноименной песней картина Роквелла привела в военную промышленность четыре с лишним миллиона незамужних американок. Во-вторых, он написал цикл картин в качестве иллюстрации к знаменитой речи Франклина Рузвельта "Четыре свободы", в которой президент объяснял американцам, за что сражается Америка: за свободу слова, свободу вероисповедания, свободу от нужны и свободу от страха. Так и называются четыре картины Роквелла. Кончилась война, Роквелл вернулся к своим обычным сюжетам. Но в его семье начались проблемы. Доброжелательные соседи, сельские фермы, идиллия. Можно рисовать, растить детей, у Роквеллов их уже трое - Джарвис Уоринг, который станет художником, Томас Родс, который станет писателем, и Питер Барстоу, совсем из другой области. И Роквеллы были счастливы. Все это продолжается, пока не выясняется, что Мэри страдает алкоголизмом. Норман Роквелл находит ей очень хорошего, с его точки зрения, врача. А тут в Вермонте у Роквелла случился пожар, в котором сгорела абсолютно вся студия, главные работы начального периода, поскольку все свои обложки Норман Роквелл всегда рисовал не как иллюстратор, а как живописец. Это были живописные полотна, а потом по этим полотнам делалась им иллюстрация. Все эти полотна сгорели. И он уезжает в это замечательное место, в Стокбридж. Они живут там довольно долго, 10 лет почти, но Мэри умирает от сердечного приступа. В 50-е годы его постиг глубокий творческий кризис. Роквелл чувствовал себя устаревшим и не знал, что с этим делать. Действительно, в своей автобиографии он пишет: "Я всегда хотел, чтобы моя работа нравилась всем. Я никогда не мог быть удовлетворён только одобрением критиков (хотя я определённо должен был быть доволен собой и без этого) или небольшой группы родственных душ. Так что я рисовал картины, которые, как я знал, все поймут и всем понравятся". В 60-е годы он переходит к серьезным социальным темам. Пишет полотно "Золотое правило", на котором изображены представители разных народов и сформулировано это самое правило: "Относись к другим так, как хочешь, чтобы другие относились к тебе". Картина была принесена в дар ООН, на ее основе создана мозаика, которая теперь украшает один из залов штаб-квартиры ООН. Кроме того, в эти годы он встречает учительницу английского языка и литературы Молли Пандерсон. Она очень умная, она хорошо образованная, привлекательная для своих 62. И он женится на ней. В 1963-м в Saturday Evening Post была опубликована последняя обложка Нормана Роквелла. Эпоха Санта-Клаусов и индеек к рождественскому столу бесповоротно подходила к концу. И следующие 10 лет художник рисовал для другого журнала, не менее известного, Look, и это уже совсем другая история. Когда Роквелл стал сотрудничать с журналом Look в 1964 году, ему было 72 года. Запечатлел ли он Америку такой, какой она была, или это идеальный образ Америки? "В моих картинах нет места грязи и уродству, - сказал он сам. - Я рисую жизнь такой, какой хотел бы её видеть". Здесь очень важен его метод. Он не писал свои картины с натуры. Точнее, натурщики у него, конечно же, были, их было очень много, но сцены, запечатленные им, он создавал в студии. Если нужно было придать модели трудную позу, - например, во время бега - модель поддерживали. Есть фотография, где он сам держит за ногу "бегущую" девочку-натурщицу. Мало того: он фотографировал натурщиков в этой позе. И мало того: пользовался проектором, чтобы скопировать фото на холст. Получается какой-то ремесленник, а не художник. Он сам честно признавался, что метод его работы таков, что он сначала придумывает идею работы, рисует ее красками, а затем начинает искать людей. Он среди соседей, среди знакомых находит нужных людей, уговаривает их, хорошо им, кстати, платит, будь то дочка почтмейстера, мальчишка из соседнего двора или какие-нибудь старушечки знакомые.С камерой-обскура, работал и Джорджоне, работал и Леонардо, работал и Вермеер. В конце концов фотоаппарат в руках у Борисова-Мусатова и у Дега был очень важным компонентом так называемой референс - это та основа, на которой строится образ. Он был режиссером, это был век кино, на него должен был работать целый штат фотографов, ретушеров, технического персонала. Он был и продюсером, и сценаристом, и режиссером этих работ. Делал он это совершенно гениально. Картины Нормана Роквелла не надо было никому объяснять: ты подходишь и все сразу понимаешь. Он всегда смотрел на историю глазами неунывающего оптимиста и заряжал этим оптимизмом представителей среднего класса Америки. Весь этот пыл Роквелл употреблял на обоснование неумолимого требования любви человека к человеку. Эта причина обаяния Нормала Роквелла кроется в сочувствующем взгляде художника на человека в его самые даже неблагоприятные моменты жизни. Норман Роквелл, это видно по его рисункам, любит своих персонажей. Что бы они ни делали. Вторая причина всенародной национальной любви к искусству Нормана Роквелла очень важна, но о ней мало кто говорит. Корень этой любви и принятия искусства Нормана Роквелла кроется в поиске им национальной идеи Америки. Возвышает обыденность этой самой жизни до искусства, до праздничных, почти рождественских картинок. Такую жизнь, конечно, хочется ценить, любить, даже отдавать за нее жизнь, если понадобится. Притом Норману Роквеллу хватало вкуса, такта и юмора не переходить черту на территорию ложного пафоса. Третья причина обаяния Нормана Роквелла - это внятный художественный язык, фактически иллюстрация книжная, яркая, никакой абстракции, очень жизненная, понятная. В 1967 году Роквелл заказу журнала Look создает картину "Русские школьники" для номера, посвященного Советскому Союзу. Долгое время считалось, что Роквелл написал ее по фотографии. Советская страница биографии Нормана Роквелла действительно покрыта туманом до сих пор. Два раза Норман Роквелл съездил в Советский Союз, в Рождество 1967 года, а потом и летом в июне-июле, оба раза с Молли, с последней женой. Рецензентам советских газет произведения Роквелла не особенно понравились. Они с подозрением отнеслись к его иронии: казалось бы, все это так похоже на соцреализм, но соцреализм никакой иронии не допускал. Это постановочная фотография. Норман Роквелл попросил, чтобы один из мальчиков не смотрел строго со всеми остальными одноклассниками в сторону учителя, Ленина, а смотрел, как бы занятый своими мыслями, в окно. У Нормана Роквелла есть замечательное описание этой идеи: я сам, говорит он, таким был. Все слушают урок, а я один смотрю в окно и думаю, когда это уже все закончится, что я буду делать потом. При желании на картине Роквелла можно найти еще один персонаж, выбивающийся из общего ряда. Это девочка, сидящая ближе всех к Ленину. Лицо у нее явно недовольное. Картину покупает Спилберг, обожающий творчество Нормана Роквелла. Мы знаем его знаменитый фильм "Империя солнца". Вся эстетика этого фильма построена на одной картине Нормана Роквелла, одной из четырех свобод 1943 года "Свободе от страха", где папа с мамой зашли в комнату к заснувшему сыну, поправляют одеяло, в руках газеты у них, видно, что они взволнованы событиями, которые в мире творятся, в политике, опасная ситуация, но они укрывают этого мальчика. Мальчик свободен от страха, он под защитой, родители его охраняют. Жизнь вокруг Нормана Роквелла и по сию пору кипит, он остается любимым художником Америки.


Текст полностью основан на интервью Владимира Абаринова с искусствоведом из Бостона Радой Ландарь 30 октября 2023 года. Благодарю авторов, и приношу свои извинения за сделанные сокращения. Напоминаю, что статью нельзя использовать в коммерческих целях, не связавшись с авторами интервью, и нельзя цитировать без ссылки на них (а не на меня). Надеюсь на понимание.

памятные даты, nonfiction, чтение, books, история, живопись, искусство, фото, культура, книга_художника, книги, reading, биография, интересно, детское, literature

Previous post Next post
Up