Как ведение блога и информация о книгах в нем соотносятся с Законом о рекламе

Nov 07, 2023 22:30



Уважаемые коллеги, читатели, зрители!
Дорогие друзья!

После того, как меня трижды спросили, как ведение блога и информация о книгах в нем соотносятся с Законом о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ, принят ГД 22.02.2006, одобрен СФ 03.03.2006, внесены поправки, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г.), я решил написать об этом отдельно, подробно.

Я законопослушный гражданин.

Я физическое лицо, а не организация.

Я соблюдаю все нормы и правила, назначенные для частных лиц.

Ничего "делать" (регистрировать что-то где-то, удостоверять, формализовать) "на всякий случай", по принципу "как бы чего не вышло", я не буду.

Нижеследующий текст является моим личным мнением, и не является юридической консультацией.
Текст ФЗ "О рекламе" с поправками смотрите тут: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102105292

1. Мой блог не является коммерческим проектом: я ничего не покупаю, не продаю и не оказываю платных рекламных услуг, коммерческие предложения не рассматриваются. Это доведено до сведения зрителей/читателей: заявлено с самого начала существования блога, указано в профилях всех соцсетей и на youtube, указано в разделе "ЧаВо" проекта ("Часто задаваемые вопросы", Вопрос №2 "Что это за проект и каковы правила, которых я придерживаюсь", пункт номер 2.1 - https://lapadom.livejournal.com/2186220.html)

2. У меня нет соглашений (договоров) с любыми частными лицами, организациями, продавцами, СМИ, или издательствами, - о партнерской программе, об оказании рекламных, или иных услуг, касающихся моих видеорассказов о книгах, - так как нет предмета (повода) для таких коммерческих отношений. Я говорю и пишу о книгах, высказывая свое личное мнение, цитируя и анализируя, что хочу и как хочу.

(Примечание: "Ой, всё! Как-то ты всё же, хитрая ты жопка, на этом зарабатываешь?" Ответ: на видеорассказах о книгах - нет, никак. А если я получаю плату за участие в мероприятиях, фестивалях, конференциях, презентациях, за работу в жюри, читаю лекции, или выступаю, - заключается специальный договор об оказании возмездных или безвозмездных услуг, приглашающая сторона проводит его по бухгалтерии, платит налоги, подписываются акты выполненных работ, всё официально. У меня пачка таких договоров хранится (в основном, до пандемии, конечно, всё это). Если я имею другие доходы (например, сдаю квартиру), то я пользуюсь приложением для самозанятых и других частных лиц "Мой налог". У меня есть постоянная "нормальная" работа - я менеджер в издательстве "Время").

3. Мои аккаунты в соцсетях не зарегистрированы в качестве СМИ, так как они не достигают планки ежедневной посещаемости (3000 уникальных просмотров для каждой записи, на каждой из площадок, ежедневно), и ни в коей мере не являются средствами массовой информации по содержанию. В остальном они регламентируются правилами соцсетей, и их я не нарушаю.

4. Мои публикации не подпадают под действие "Закона о рекламе", так как:

4.1 Согласно закону, "реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение" (Статья 3, пункт 1). Содержание моего блога - это популяризация и поддержка чтения, приобщения к искусству художественного слова и гуманитарного знания широких кругов населения. Распространение чтения - цель блога. Чтение - это процесс, и, как таковое (в отличие от другой социальной деятельности, например, допустим, - туризма), не является "объектом" продаж ни с юридической, ни с финансовой точки зрения. Следовательно, популяризация (продвижение) чтения не подпадает под действие закона.

4.2 Видеорассказы о книгах и информация, размещенная по их поводу (описания под видео, например) не относятся к категории информации, подпадающей под действие закона о рекламе (Статья 2. "Сфера применения настоящего Федерального закона", пункты 3,6,7). В законе указано, что рекламой не являются "объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности" (статья 2, пункт 6). То, что я пишу и говорю об истории литературы и культуры, о моих мнениях и впечатлениях, о художественных образах в произведениях, - не связано с предпринимательской деятельностью (Я никогда не подключал ни монетизацию на youtube (которая сейчас и не работает в РФ), ни платное продвижение своих постов о книгах в соцсетях, ни партнерские программы маркет-плейсов, я ничего не продаю).

4.3 Мои записи не содержат рекламу, так как, согласно закону, информация "о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенная на товаре или его упаковке" (статья 2, пункт 7) рекламой не является (как, например, аннотация, выходные данные, ISBN, название издательства, фото книги, - согласно ГОСТу Р 7.0.4-2006 «СИБИД. Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления», соблюдение которого, впрочем, как и всех стандартов, не включённых в перечень обязательных, носит добровольный характер с 01.09.2011 года. Подробнее см.: Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. - М., 2018. - ISBN: 978-5-98062-077-6). Справочно-информационные материалы, помимо этих сведений, а именно: ссылки на собственные посты и ресурсы, произвольные дополнения (например, пожелание "Хорошего чтения!"), как и хэштеги, являются технической информацией, и тоже не относятся к делу (тот же пункт 7).

4.3 Мои записи не являются рекламой, так как не содержат прямого призыва купить какой-либо товар (Например, кнопки или ссылки "Купить", - ни в одном из видеорассказов о книгах этого нет. Более того, я неоднократно подчеркивал, что я не призываю непременно купить какую-либо книгу, а призываю именно прочесть ее. Взяв, например, в библиотеке). См. пункт 2.2 Вопроса № 2 "ЧаВо" - https://lapadom.livejournal.com/2186220.html

4.4 Мои видеорассказы о книгах не являются рекламой, так как не никогда содержат ссылок на сайт бренда/услуги (только видеорассказы о книгах, в других записях и репостах гиперссылки, ведущие на сторонние ресурсы, само собой, могут встречаться). Мои видеорассказы о книгах не являются рекламой, так как никогда не содержат указания на цену (А если бы содержали, то являлись бы: Статья 5. "Общие требования к рекламе", раздел 3, пункт 4; раздел 5, пункт 7/1).

4.5 Мои видеорассказы не являются рекламой, так как носят характер аналитических материалов (обзоры, результаты исследований), и являются художественным творчеством (как произведения литературы или искусства), а все упоминания о любых товарах или об их изготовителях, "органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера" (Статья 2. "Сфера применения настоящего Федерального закона", пункт 9).

5. Наконец, - все материалы видеоблога - в свободном доступе (В РФ отказаться от права на предметы интеллектуальной собственности, защищенные авторским правом, по закону нельзя. Как это и было заявлено много лет назад, в соответствии со статьёй 1274 ГК РФ, я даю полное право неограниченному кругу лиц, без получения специального моего согласия, без выплаты вознаграждения, без ограничений, цитировать мои видеорассказы в любой возможной форме в оригинале и в переводе, целиком (в качестве части блога, как единого целого) или фрагментарно, в качестве материалов, используемых "в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях". Видео можно использовать так, как Вам захочется: копировать, скачивать, встраивать и размещать, где захотите, вырезать и перемонтировать отдельные фрагменты/цитаты, использовать текстом в виде расшифровки, - все видео в полном Вашем распоряжении. Разумеется при таковом использовании я не несу никакой ответственности за действия любых организаций, госструктур и частных лиц, любые действия которых, произведенные с использованием содержания моих видеороликов и сопровождающих их записей, пояснений и комментариев, нанесут кому-либо или чему-либо моральный или материальный ущерб. Все остальные кондиции прописаны в "ЧаВо" проекта ("Часто задаваемые вопросы", Вопрос №2 "Что это за проект и каковы правила, которых я придерживаюсь", пункты №№ 2.3 - 2.7 - https://lapadom.livejournal.com/2186220.html)

P.S.: По поводу обновленного закона о рекламе можно также посмотреть: Доклад Каролины Гладковой, основателя CG COMUNIQ, в рамках PR+ FORUM 2023, VII Ежегодного Всероссийского форума профессионалов сферы PR, прошедшего 15-17 февраля 2023 в Москве. https://interforums.ru/blog/izmeneniya-v-zakone-o-reklame

P.P.S.: Ну и "раз пошла такая гулянка", то вот примечание об указании возрастных индексов РФ №436-ФЗ, которые носят рекомендательный, а не предписательный характер! (Я обычно ограничиваюсь в качестве возрастной адресации старым добрым советским: "младший дошкольный - старший дошкольный - младший школьный - средний школьный - старший школьный возраст". Как частное лицо, я вообще не обязан обсуждать эти индексы, считая все тексты "литературно-художественными изданиями". Но всё же надо пояснить. Уважаемые читатели! Художественная литература, которая с любой точки зрения может быть названа классикой ("всемирной классикой", "национальной", "региональной", "современной классикой", классикой какого-либо направления ("классика постмодерна", например), классикой в силу читательского признания или заслуг автора (премии, награды, переводы на иностранные языки, и т.д.), - не имеет возрастного ограничения в соответствии с законом РФ №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», как не подпадающая под действие закона, и не маркируется знаком возрастных ограничений, или маркируется надписью «Без возрастных ограничений», поскольку является «информационной продукцией, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества».* В частности, принимаются во внимание и отзывы критиков, и публикации в прессе, и премиальная история, и высказывания лидеров мнений в обществе. См. по этому поводу разъяснения в Рекомендацях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по применению Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" Источник: "Российская газета", 5 сентября 2012 г. зарегистрирован в Роскомнадзоре 21.06.2012 г. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77 - 50379. Учредитель - ФГБУ «Редакция «Российской газеты». Главный редактор - В.А. Фронин +7(495)775-31-18, +7(499)257-56-50 Ссылка: https://rg.ru/2012/09/05/informacia-site-dok.html

Комментарии, вопросы и предложения по делу - приветствуются: и здесь, и в личку любой из других соцсетей.
NB! За мат, агрессию, троллинг и провокации - блокирую без предупреждения.

Спасибо за внимание!

чтение, книги, важно, reading, интернет, объявление, интересно, books, общество, literature

Previous post Next post
Up