"Нос" Д. Д. Шостаковича в театре Покровского

Oct 20, 2017 18:00

О легендарном спектакле любимого мною театра - Д.Г.:
Оригинал взят у pellegrinna в "Нос" Д. Д. Шостаковича в театре Покровского
В горячо любимом мной за камерную атмосферу театре Покровского на прошлой неделе можно было увидеть легендарную постановку оперы по гоголевской повести. Основная информация о ней в интернете сводится к нескольким интервью об истории создания спектакля, которая сама по себе примечательна. Историческая справка рассказывает о плодотворном сотрудничестве режиссера Б. А. Покровского, дирижера-постановщика Г. Рождественского и самого Д. Д. Шостаковича. Опера, сочиненная Д. Д. Шостаковичем еще в 1928 году, была поставлена в то время Малым оперным театром, но быстро сошла со сцены, разгромленная критиками. Заголовки гласили: "Сумбур вместо музыки", "Балетная фальшь", музыку стали считать невозможной для исполнения и антиоперной. После этого сочинение молодого композитора не ставилось в СССР до 1974 года, когда у Бориса Александровича Покровского возникла идея возродить "Нос" в недавно открытом камерном театре. На репетиции приходил сам композитор, давал комментарии. Постановка стала "визитной карточкой" театра Покровского и ставится до сих пор.

Главное достоинство спектакля, на которое нельзя не обратить внимание, досконально продуманное и идеально сочетающееся с музыкой сценическое действие. Действие не просто иллюстрирует музыку, как это бывает обычно. Действие и музыка здесь настолько гармоничны, что в какой-то момент начинает казаться, что в самой опере уже заложено все необходимое. А музыка здесь прекрасная - гротескная, комичная, экспериментальная.



Замечательно в постановке и то, что она вмешает в себя весь гоголевский мир. Целая галерея образов и персонажей, сатирически преподнесенных представителей разных социальных слоев. Мир коллежских асессоров, лакеев и чиновников, барынь и кучеров - все это перед нами. Некоторые сценические действия вызывают ассоциации и с другими произведениями Гоголя - "Ревизором" и "Ночью перед Рождеством". На сцене воссоздается мир Петербурга - его соборов, рынков, парков. В конце концов, здесь есть и гоголевская фантасмагория, характерный ему абсурдный юмор. Можно ощутить что-то хорошо знакомое, хармсовское в этом спектакле, когда на сцене появляется сам нос в двууголке и мундире.

Отдельной темой спектакля становится взаимодействие актера и зрителя. Театральность происходящего подчеркивается тем, что по краям сцены висят все костюмы, в которые облачаются персонажи по ходу действия. Там же есть и "зрительские" скамейки: актеры, не принимающие участие в действии, как бы оказываются на месте зрителя. Подчеркивается интимность отношений между артистами и публикой. Но главной кульминацией всего действия становится момент, когда музыка останавливается и звучит прозаический текст самого Гоголя о том, что непонятно, как вообще авторы могут брать такие сюжеты. Текст, произносится актерами от лица недовольного зрителя, и будто бы обращен напрямую к композитору и режиссеру данной постановки, в которой "пользы отечеству совершенного никакой". Конечно же, учитывая историю постановок спектакля и место действия - СССР, 1974 год, прозаический отрывок начинает звучать на злобу дня.

Музыка, опера, театральное, перепост

Previous post Next post
Up