Аспенд - город гигантов

Nov 10, 2015 22:27

Оригинал взят у maximus101 в Аспенд - город гигантов
Руины античного города Аспенд (Аспендос) находятся в 45 километрах от турецкой Антальи. Это популярное у туристов место, город относительно легко доступен и обладает интересными архитектурными памятниками. Здесь находятся хорошо сохранившийся античный театр и руины римского акведука (самого большого в Малой Азии). Много и других очень внушительных античных руин.
К сожалению, об истории города известно очень мало, несмотря на свою легкодоступность город исследован плохо. Лично на меня Аспенд произвел сильное впечатление, я думаю, что он превосходит по зрелищности знаменитый Эфес и не уступает Пергаму. Здесь можно во всей красе наблюдать римскую архитектурную гигантоманию - вся территория Аспенда наполнена циклопическими зданиями до которых никому нет дела, так как большинство туристов, как правило, ограничивается осмотром только театра и акведука.



По легенде Аспенд основал греческий герой Мопс в 12 в. до н.э. после Троянской войны. Правда, нужно признать, что предания приписывают Мопсу основание почти всех античных городов на юге Малой Азии. Поэтому первое вразумительное упоминание Аспенда - это сообщение Страбона о переселении в город колонистов из греческого Аргоса в 7 в.до н.э.

К сожалению, о самом городе историки оставляли лишь косвенные сведения, например, рядом с Аспендом произошла знаменитая морская битва при реке Эвримедонт между греками и персами в 5 в. до н.э. Или есть упоминание о строптивости жителей города при его завоевании Александром Македонским. Интересно свидетельство о дани, которую граждане Аспенда должны были платить Искандеру Двурогому - он затребовал 4 тысячи лошадей. По видимому, Аспенд был крупным центром коневодства, хотя вроде бы юг Малой Азии это совсем не степи Центральной Анатолии. Возможно, Аспенд был как-то связан еще со старыми хеттскими государствами, где коневодство процветало.

Но, настоящее процветание в Аспенд пришло во времена Римской империи. Все нынешние крупные постройки в городе были возведены именно в это время. И самым главным сооружением Аспенда стал огромный амфитеатр, его в 155 г. построил местный архитектор Зенон.

Фасад театра перестроенный турками-сельджуками.


Театр частично опирается на холм, стоящий сзади. Вдали, будучи невидимой из-за зеленой растительности, течет река Эвримедонт (сейчас Кепрюсу), которая способствовала расцвету города.


Римский театр в Аспенде отличается хорошей сохранностью, так как его здание в средние века реконструировали турки-сельджуки. Они превратили театр в укрепленный дворец, произошло это в правление Алааддина Кейкубада, а впоследствии дворец стал караван-сараем.

Вход в театр венчает характерная сельджукская кирпичная арка.


В театре и сейчас проходят различные представления и концерты, здесь хорошая акустика. Театр может вместить более 8 тысяч зрителей одновременно. Наверно таковым было число жителей римского Аспенда во 2 в. н.э.






На стене скены театра сохранилось несколько женских масок и фигура какого-то божества в центре.




Верхняя галерея театра.


Интересные кирпичные декоративные колонны, это видимо тоже сельджукское творение.


Стена скены театра не является его внешней стеной, внешнюю стену, скорее всего, перестроили тоже сельджуки. Они возвели характерный фасад с окнами, в римское время в окнах не было никакого смысла, но для турецкого дворца они были необходимы. Перекрытия все были деревянными, никаких следов арок или сводов в центральной части скены я не заметил. Дворцовые помещения сельджуков были втиснуты между скеной и внешней стеной театра. Сейчас от них ничего не осталось, стены театра высятся как в каком-то ущелье.







Вид с "театрального" холма на акрополь Аспенда. Когда-то это был центр города, сейчас там все разрушилось и  заросло кустарниками, но самое важное здание города, римская базилика, сохранилось.


На склоне холма акрополя лежат руины стадиона. К сожалению, его плохо раскопали, и существенная часть его арок стала вторичным стройматериалом.


Но, часть трибун стадиона еще можно разглядеть.


Руины какой-то арки, скорее всего триумфальной, так как линия укреплений осталась далеко позади. На переднем плане видны остатки городской дренажной системы.


Крепостные стены и башни города полностью исчезли, а арки ворот стоят, чудеса.


Основание главного храма Аспендоса. Судя по всему, это был классический храм периптер, только вот от него ничего не осталось. Возможно, это было самое древнее сооружение в городе.


Крыши храма явно были черепичными, судя по кучам керамического боя.


И вот опять главная базилика города, это циклопическое сооружение заметно отовсюду. В римское время в базилике вершился главный городской суд. Но, судя по всему, здание использовали и в более позднее время, об этом свидетельствуют надстроенные стены из мелкого камня. Можно предположить, что сооружение стало нести оборонительные функции, так как на церковь оно мало похоже. Возможно, базилика стала донжоном - главной башней крепости Аспенда.


Слева, руины булевтерия (места заседания городского совета) и базилики.




Базилика воистину циклопическое сооружение, рядом с огромными арками чувствуешь себя насекомым.


Внутренний вид базилики. Заметно, что уровень земли внутри здания ( и снаружи) сильно поднялся - у самой земли в толще поздней кладки, внутри арки, видны отверстия для деревянных балок, которые несли перекрытия, т.е. в земле находится еще как минимум пол-этажа здания.
При этом верхние перекрытия прослеживаются слабо. Какой была внутренняя структура базилик при римлянах хорошо известно, но вот как использовали это сооружение далее, и каким было его внутреннее устройство - тайна велика есть.


Начиная с 7 века византийские владения в Малой Азии подвергались бесконечным набегам арабов, это была очень темная страница истории данного региона. Как выживало местное население, можно только догадываться. Постепенно город пришел в полный упадок.




При дальнейшем осмотре выяснилось, что здание базилики не было отдельно стоящим сооружением. Это был целый комплекс вытянутый на 130 и более метров. Длинные стены отходят от кубической башни на юго-запад. Причем структура этих стен такая же как и у главного здания - внизу добротная римская кладка из крупных каменных блоков, но чем выше, тем камни мельчают.


Как использовалось это вытянутое сооружение непонятно до конца, возможно это был крытый рынок, подобные средневековые рынки хорошо известны на Ближнем Востоке.


Рынок имел несколько нефов, причем сразу и не поймешь сколько. На плане этого сооружения есть три основных нефа и еще один сбоку. Причем не все стены доходили до главного кубического здания, хотя на своем южном (противоположном) конце, это строение было похоже на еще одну вытянутую трехнефную базилику, у которой ширина нефов соответствует ширине арок кубической башни - в центре широкий неф и два узких сбоку. В общем, все вместе смотрелось как огромной вытянутый крытый базар - в длину 140 метров и в ширину 30.





Интересна структура стен этой вытянутой базилики, заметно, что стена возвышается уступами, постепенно сужаясь. Кое-где видны окна-проемы - то ли для освещения объекта, то ли в эти проемы вставлялись балки перекрытий. Нижний этаж строения - бесконечный ряд арок.


Это огромное здание выходило свои широким фасадом на агору - главную торговую площадь города. На заднем плане виднеется стена нимфеума - общественного фонтана.


Маленькие туристы снуют среди величественных руин римских базилик.


Эти стены высятся на другой стороне агоры, считается, что это руины торговых лавок.




Общий вид агоры Аспенда.


Стена нимфеума.


Какие-то мраморные части фонтана еще сохранились.


Вся территория акрополя заросла густым и исключительно колючим кустарником, ходить можно только по тропинкам.


Если время позволяет, можно, гуляя по акрополю, обнаружить среди зарослей значительное число поздних руин города, как правило, византийских. Их сохранность существенно хуже, чем у руин времен Римской империи, так как византийцы строили из маленьких камней на растворе - после землетрясений такие сооружения представляют собой груды хаотичных обломков серого цвета.



В руинах опознаются и весьма значительные сооружения, возможно на фото остатки дворца епископа. В Аспенде находилась отдельная епархия, входившая в состав Сидской митрополии.
Как это не странно, но я не смог в городе опознать хоть один объект как церковь. Хотя, естественно, церкви здесь были, возможно христианским храмом была главная базилика, но каких-то подтверждений этому у меня нет.





С северо-западного склона горы акрополя виден гигантский акведук Аспенда - это второй по значимости туристический аттракцион здесь после римского театра. Считается, что высота арок этого акведука превышает все подобные в Малой Азии.


К акведуку мы потом подойдем ближе, для этого нужно будет обогнуть всю гору Цитадели по часовой стрелке, так как спуска непосредственно с акрополя к акведуку я не нашел.

Пока пара фото этого грандиозного сооружения.




Спускаясь с акрополя, я случайно обнаружил интереснейший объект. Непосредственно под длинной базиликой, ниже по склону, строители возвели внушительную платформу с арками. Платформа хранит в себе два внушительных тоннеля, уходящих вглубь горы.


Общий вид акрополя Аспенда. Слева видна загадочная платформа с тоннелями. Конструкция с арками находится на одной линии с полуразрушенными стенами цитадели (их можно разглядеть в кустах).


Первая мысль, что это или городская канализация - местная римская клоака, или цистерны для хранения воды. Но, при детальном осмотре выявляются странные детали. Уже на расстоянии 15 метров вглубь тоннели перегорожены внушительными стенами, в которых сделаны проходы, а над ними даже видны узкие бойницы. Безусловно, перегородки тут призваны не допустить проникновения врага внутрь тоннелей. Но, как тогда должны выливаться нечистоты из этих труб - через эти маленькие проходы? Не проще ли сделать сам диаметр тоннеля уже, его тогда и оборонять не придется.



За перегородкой тоннель продолжается длинной сводчатой цистерной с потолком 5-6 метров высотой.


А дальше он, как и предполагалось, суживается до маленького коридора.
Поэтому вариант с канализацией отпадает. Это скорее всего цистерны, иначе невозможно объяснить такой большой внутренний объем сводчатых залов. Но, зачем их сделали заметными снаружи и вообще открытыми? Можно было бы сделать вертикальные колодцы, чтобы спокойно извлекать воду из цистерн. Кстати, такие колодцы присутствуют рядом с платформой храма на акрополе. На карте города там и указаны цистерны, а этот объект вообще никак не обозначен.



Я попробовал углубиться внутрь горы акрополя, шагая по узкому коридору, но конца его что-то не было заметно. Фонарь с собой я не взял, поэтому единственным источником света мне тут служила вспышка камеры. Через несколько десятков метров я осознал, что темнота позади меня такая же, как и впереди, и сколько это будет продолжаться непонятно. Я решил, что исследование тоннеля следует оставить на другой раз, так как блуждание по подземельям Аспенда не входило в мои тогдашние планы.



Безусловно, вся эта подземная структура связана с водой, так как на стенах коридора отчетливо видны характерные соляные отложения. Но, с большей вероятностью можно предположить, что эта система призвана сохранять воду, т.е. это не канализация, а цистерны для сбора дождевой воды.
Но, многие детали остаются непонятными. Почему у сооружения нет внешней стены? Хотя, стоит признать, что какая-то часть стен прослеживается под арками, но полностью эти стены явно цистерны не закрывали. Об этом свидетельствуют и перегородки с бойницами внутри залов, если их возвели, значит строители отдавали себе отчет в том, что цистерны негерметичны настолько, что допускалось проникновение врагов внутрь.

Общий вид одной из цистерн. На переднем плане видна ее внешняя стенка.


Внешний вид обеих цистерн. Судя по всему, они всегда заполнялись водой только наполовину, и были вполне доступны снаружи. Именно по этой причине и возвели внутреннюю перегородку с бойницами.


Объяснением такого беспечного расположения стратегического водного резервуара может быть расположение внешних стен города. Возможно жители Аспенда чувствовали себя вполне в безопасности на своем акрополе за счет крепостных стен располагавшихся ниже. Только вот их руин я почти не нашел, только незначительные остатки. Намного лучше сохранились укрепления самой цитадели, их основания хотя бы можно проследить вдоль кромки замковой горы.



Мы покидаем акрополь города и отправляемся к руинам акведука. Для этого мне понадобилось сделать большой круг вокруг акрополя, в идеале, тут лучше ехать на машине. Но, пеший маршрут позволяет осмотреть руины римских зданий на равнине, а их тут немало.



Город был огромным, его руины тянутся почти до самой реки Эвримедон. Правда, относительно хорошо сохранились только крупные здания - термы и гимназий.

Ближе к дороге стоят развалины терм города. Полуразрушенный канал для воды, что на переднем плане, скорее всего, имеет позднее происхождение, для римского водопровода он выглядит как-то несолидно.


Заметно, что термы использовались вторично, в их стенах сохранились многочисленные гнезда для деревянных балок перекрытий. Казалось бы, зачем зданию с могучими кирпичными сводами деревянные перекрытия? Скорее всего, деревянную крышу приспособили тогда, когда своды или уже рухнули, или были к этому близки. Также деревянные перекрытия позволяли сделать термы многоэтажным строением. У римлян высокие залы терм естественно никаких деревянных перегородок не имели.


Гнезда от деревянных балок делят зал терм на два этажа. В какое время были произведены такие "новаторские" работы неизвестно. Стены у терм массивные, поэтому они могли служить многим поколениям - здание могло быть жилым домом или укрепленным дворцом.


Внешний фасад терм Аспенда.


А далее, в совсем уж диких зарослях, я заметил здание гимназия (так оно обозначено на плане). Это сооружение не уступает размерами базилике, стоящей в акрополе. Беда только в том, что оно очень сильно заросло кустами, даже просто подойти близко к нему серьезная проблема.


Я все же смог добраться до стен, но попасть внутрь не получилось, вся площадь гимназия внутри - сплошные заросли.
Здание состоит из трех нефов - два нефа по бокам с невероятной шириной сводов и один малый неф в центре, его арка осталась невредимой. И судя по обилию других арок центрального нефа, гимназий уже в римскую эпоху был многоэтажным сооружением.


Фасад гимназия.


Боковая сторона.




Центральный неф гимназия.


И еще раз рухнувший свод бокового нефа.


Осмотрев римские руины в апельсиновых зарослях, двинемся к эпичнейшему сооружению Аспенда - его акведуку.
Основа самой высокой части акведука - башня высотой 40-50 метров. Наверх башни можно подняться по винтовой лестнице, но доступ туда закрыт.


Нижняя часть башни сложена из каменных блоков, а верх - из кирпича.


К акведуку туристов возят автобусами, поэтому рядом с ним сложился стихийный рынок сувениров, фруктов и т.д.


Мост акведука Аспенда.


Сохранилось несколько участков моста акведука, а на другой стороне долины вторая башня. Общая его протяженность 19 км.
Есть предположение, что акведук Аспенда профункционировал недолго - около 150 лет, его создали в 2-3 вв.н.э., а уже в 3-4 вв. отдельные его части пошли на строительство моста через реку Эвримедон. Кстати, мост этот весьма внушителен, в средние века его также реконструировали сельджуки. Но, я к сожалению забыл его отснять.


В общем, Аспенд - это то место, куда я бы хотел вернуться...


Другие мои посты о Турции:
Мавзолеи эллинистических царей
Бинтепе - турецкие пирамиды
Сарды - великий мегаполис древнего мира. Часть вторая.
Сарды - великий мегаполис древнего мира
Каменная резьба Сельджукского султаната
Стамбул с высоты акведука Валента
Гордион - столица древней Фригии
Курганы Гордиона
Древняя Анкара - столица современной Турции.
Подвиги Геракла или поиски древнего города Лирбе.
Анемуриум - самый южный город Малой Азии.
Крепость Мамуре в Турции.
Аланья - морские ворота Сельджукского султаната.
Сельджукские "дворцы" торговых караванов.
Аланья. Замок на реке Алара.

археология, архитектура, фото, история, перепост, античность

Previous post Next post
Up