За кулисами тяжёлых снеговых туч в глубоких шхерах юго-западного побережья расположилась сцена средневековых древностей Инкоо (Inkoo). Прибрежные скалы ещё помнят викингов, заходящих сюда на постой. И уж конечно помнят поросшие лишайником валуны решительную поступь крестоносцев. Племя сумь (суоми) было сильно разбавлено шведами, обосновавшимися к концу 1100-х годов в удобных заливах местного архипелага. И поныне преобладание шведоязычного населения здесь очевидно.
В
справочнике Маркуса Хиекканена по каменным средневековым церквям Финляндии у меня уже давно была заложена страничка с описанием инкооской церви св.Николая. Счастливо совпавший выходной позволил нам запастись термоском со шведским кофе и свежеиспечёной пиццей, и выбраться на встречу с древностями.
Inkoo google map Самая древняя часть этой постройки относится к 1200 году, но в целом тот вид, который сохранился до наших дней, храм обрёл к концу 1400-х. Церковь в Инкоо, имеющая форму двухнефной базилики, относится к группе храмов южного побережья Финляндии, которые объединяет общая традиция внешней архитектурной формы и стиль монументальных росписей внутри.
Такова церковь в плане:
Двускатная кровля из колотого гонта весьма живописна. Гонт - это черепица, но только в деревянном исполнении.
Средневековые росписи храма были оштукатурены в XVIII веке. Их раскрытием и восстановлением занимались реставраторы, начиная с 1950-х годов. Сейчас на сводах алтарной части можно увидеть удивительные, в духе северной архаики, фрески с символическими изображениями четырёх евангелистов, библейскими и житийными сценами.
О несчастной судьбе этой собачки профессор Хиекканен умалчивает, к сожалению...
На северной стене, на подобие фриза, разворачивается философская и аллегорическая сцена "Пляски смерти". Именно эта роспись делает церковь в Инкоо уникальной, поскольку являет собой единственное монументальное воплощение подобной знаменитой темы в скандинавских храмах того времени:
Собственно этот сюжет появился в Европе в XIV веке как иллюстрация к серии девизов, относящихся к теме MEMENTO MORI: персонифицированная Смерть ведёт за руки в последнем танце фигуры представителей различных слоёв общества, сословий. Никто не избежит единого конца, несмотря на своё положение, красоту, молодость и богатство. На фреске в Инкоо видны фигуры короля, епископа, состоятельного купца, монаха-доминиканца, учёного.
В проёме высоких окон в алтаре установлено триумфальное распятие - полихромная деревянная скульптура 1300 года:
А над головами прихожан здесь парят парусные корабли: