Die Stadt ohne Juden

Dec 26, 2019 20:41

Не совсем новогодняя тема, но так уж получилось. Посмотрела сейчас фильм "Город без евреев" 1924 года. Тот случай, когда жизнь создает сюжеты, которые покажут в кино - не поверишь. Когда этот фильм впервые вышел в свет, никому и в голову не могло прийти, что все, что там описывается, произойдет на самом деле, только намного страшнее. Вот это, наверное, самое сложное - понять, как воспринимался этот фильм тогда, почти сто лет назад, и абстрагироваться от всего, что мы знаем сейчас. Но обо всем по порядку

В 1922 году австрийский журналист и писатель еврейского происхождения Хуго Беттауэр написал сатирический роман "Город без евреев". В нем описывалась Вена, полная безработных, инфляция, нищета простого народа и одновременно крикливое богатство спекулянтов (я не очень много знаю о Вене того периода, но все это абсолютно точно передает, например, атмосферу Берлина после Первой мировой войны). Правительство решает, что в этой ситуации нужен козел отпущения, на которого можно будет свалить вину за все беды, и оперативно его находит - во всем виноваты, конечно же, евреи, и им приказано до 25 декабря покинуть город. Евреи собирают свои пожитки и уходят, но проблемы почему-то не кончаются, даже наоборот - торговля замирает, экономика хиреет, режиссеры больше не снимают фильмов и не ставят пьес, в общем, тоска. В результате евреев зовут обратно, они постепенно возвращаются, хэппи энд. В 1924 году роман экранизируют. Некоторые сцены - например, как еврейские мужчины с бородами и в шляпах бредут по дороге, неся в руках свитки Торы, вполне можно принять за документальные кадры из какого-нибудь фильма о Холокосте. Только до Холокоста на тот момент оставалось более десяти лет


Фильм, как и книга, уже тогда вызвал бурную реакцию. Вообще Беттауэр был персонажем известным и одиозным. По другому его роману Г.В. Пабст снял фильм "Die freudlose Gasse"/"Безрадостный переулок", в котором свою первую роль в кино сыграла Грета Гарбо (его я смотрела еще в университете, но не знала про книгу). Помимо литературной деятельности, он выпускал газету "Er und sie. Wochenschrift für Lebenskultur und Erotik", в которой выступал за права женщин и гомосексуалистов. К его кругу принадлежала, кстати, Лили Грюн, писательница, чью книгу "Alles ist Jazz" я прочитала прошлой зимой (тогда же я впервые наткнулась на упоминание Беттауэра и этого фильма). Нацисты, которых уже тогда было множество, хотя нацистская партия была в Австрии официально запрещена, срывали сеансы, подбрасывая в кинотеатры дымовые шашки. Адрес Беттауэра был напечатан в газете, после чего он начал получать по почте письма с угрозами. А в марте 1925 года Беттауэр был убит нацистом, который отделался пустяковым наказанием

Долгие годы фильм считался утерянным, в девяностые годы в Амстердаме обнаружили неполную версию в очень плохом состоянии. А в 2015 году на блошином рынке в Париже неожиданно была найдена полная версия (обожаю подобные истории, например, копия "Метрополиса" Ланга была несколько лет назад найдена в Аргентине, и на данный момент это самая полная версия, у меня есть и она, и более старый вариант, и с вновь найденными сценами многое становится более понятным). Отреставрировать фильм - дело дорогое, австрийский киноархив устроил crowdfunding-акцию и собрал деньги, необходимые для реставрации. Сейчас фильм восстановлен, к нему написана современная музыка, и его можно посмотреть, в частности, на Youtube, я там внизу вставлю ссылку

Я смотрела много немых фильмов, и для меня "Город без евреев" интересен, прежде всего, своей историей. Oн оказался довольно точным пророчеством (за исключением хэппи энда), и это кажется невероятным. В целом он снят в реалистичной манере Neue Sachlichkeit, только в конце есть сцена, напрямую отсылающая к "Das Cabinet des Dr. Caligari" и немецкому экспрессионизму (извините, я села на любимого конька). Интересно, что думали венские евреи двадцaтых годов, когда смотрели этот фильм. Наверное, что это грубая сатира и гротеск, и что "такого не может быть, потому что не может быть никогда". У нас, конечно же, восприятие совсем другое

И последнее. Если бы изобрели машину времени, я бы поехала именно туда - в двадцатые годы. В Берлин Макса Райнхардта и Ф.В. Мурнау, в Париж Пикассо и Фитцджеральда, в Вену Фрейда и Шницлера. Главное только - успеть вовремя вернуться

image Click to view

kino

Previous post Next post
Up