Дублирую свой текст, отправленный с чайное сообщество.
Тема сложная и весьма не однозначная. Откуда такой большой интерес сегодня к разного рода Дао, Карме, Ци, Ламам, Ваджрапани, Поднебесной, Сумеру (продолжите сами)...?
На мой взгляд (сразу обращаю внимание на начало этой фразы тех, кто не согласен со мной) причина этого в утрате четкой системы ценностей, которая бы позволяла точно ориентироваться в окружающем мире и следовать выбранной стезе. Запад утерял ее, причем, чем Западнее, тем утеряннее. Наверно это связанно с бурным развитием научно-техничесокй сферы жизни человека, порожденной его ленью (неохота пешком идти - изобрети колесо, в лом по лестнице тащиться - лифт к вашим услугам). Это, в свою очередь, приводит к апатии, так как нет фактора выживания, нет стимула к развитию, так уже устроен быт, в кране есть горячая вода, а в холодильнике еда. Базовые потребности вообщем-то удовлетворены. Особенно крайний Запад.
Продожительность жизни велика, причем именно в городе она длиннее, а среди стран - в самом техногенном рае (аде) - Японии, не смотря на вопли эзотериков, что в деревне полезнее жить для здоровья, что ближе к Природе и годы продлятся (в странах Африки сегодня продожительность жизни зачастую в среднем 31-35 лет).
Таблица продолжительности жизни.
Сразу оговорюсь, что под Западом я подразумеваю не географическое направление, а определенный стиль жизни. С этой точки зрения - Япония тоже Запад.
Человек в массе своей - потребитель, ищущий наиболее комфортного способа выживания. Именно поэтому часто религии принимались потому что могли дать индивидууму условия для спокойной психической жизни, наполнить жизнь смыслом, придать уверенности, что со смертью не закончится его деяния, и не напрасен будет его духовный труд. По этой же причине в Японии самурайство шло рука об руку с буддизмом - буддистская философия отвечала потребностям воинов, говорила о пустоте и бренности жизни, что в условиях постоянной междуусобицы позволяет снять психические напряжения.
Но, несмотря на то, что человек - потребитель, стремящийся к выживанию и продлению рода своего и жзни - он человек, отличающийся от животного духом. Животные тоже хотят выжить и расплодиться, но то, что отличает человека от них и заставляет его искать удовлетворения не только в этих базовых потребностях. И когда все казалось бы хорошо, с точки зрения выживания вида, человека охватывает беспокойство - он понимает (или не понимает, или смутно чувствует, или предполагает), что где-то не то, что-то не так. Его охватывает тревога и тоска, разной степени тяжести. Та частица, что одухотворяет его существо взывает к высшему, зовет к трансценденции. Частицу эту можно назвать и искрой божьей, и буддой, и еще как - в данном случае не важно название.
И слыша этот зов, смутно или явно, человек ищет божественное, ищет твердую опору для духа, точные и вечные ценности, в глубине осознавая и бренность тела, и бренность материальных благ.
И вот тут начинается хаос.
Так как этот зов зачастую вступает в конфликт с биологическим, в конфликт с жизненными материалистическими установками (раньше машина, дача, квартира служили символом этих установок), то каждые его пытается или подавить, или реализовать это противостояние духовного и физического, материального и идеального. Например, человек начинает пить (трансценденция), или заниматься творчеством (что как не творчество лучше проводит идеальное (идеи) в материальное (предметы творчества - картины, фото, книги и т.д.)). Однако и это не спасает, мы знаем, что особенно творческие люди зачастую психически неуравновешаны, не говоря про пьющих. Не беда это их - дух рветься на волю.
Отсюда же тотальное увлечение Востоком разной направленности (Индия, Тибет, Китай - три кита). Восток - это иной язык, иная жизнь, иные ценности. Но мало кто его прочел понастоящему - как правило мы черпаем от-туда лишь отдельные смутные идеи (о Пути, например), которые пытаемся уложить в привычные нам концепции и принципы морали (как не открещиваться, но этика Западная взрощенна на христианстве и греческой философии). И тут тоже возникает конфликт. То мы пытаемся навешать на Путь Бог-Творца (ну нет такого в китайской философии...), слить понятия о добре с чаем или цигун (покажите мне традиционные тексты про чай или цигун, где речь идет о добре, любви и прочих привычных нам категорях).
Или как говорил Юнг - пытаемся спрятать наготу своей души в роскошь восточных одежд...
Пусть эта одежда будет чаем, путь дао дэ цзином или ушу - неполное прочтение которых и порождает фантастическое нагромождение наших представлений сплавленных с идеями из этих пластов традиций. Это становиться нашим щитом, нашей броней даже, а не одеждой. Бастионом, из-за которого мы можем обстреливать несогласных нашими знаниями, цитатами, коллекционными чайниками, секретными приемами и прочими доступными лишь посвященным артефактами. Все более и более уходя в защиту, все толще и толще строя эти стены, все глубже и глубже замыкаясь в своем мире, опирающемся на лишь нам понятные категории (от Запада ушли, а до Востока не дошли - ни те, ни эти нас не понимают).
Итак, возвращаясь к чаю.
Сегодня Путь чая для современного человека - броня, защищающего от мира утерянных ценностей, создающая иллюзорный мир прочности. Но дух не спит - побуждает копать все глубже и глубже. Только для одних глубже - значит еще тверже. Можно разбираться во всех названиях чая, сроках сборки, секретах приготовления и заваривания, состояниях и полях коммуникации - только каждое такое знание становиться чешуйкой брони, каждая цитата канона - ниточкой, скрепляющей эти чешуйки. И вот уже сидят такие самодовольные адепты, одетые кто в "Ча Цзин", а кто и в "Дао де Цзин" или "Хуан Ди Нэй Цзин", постреливая цитатами. Поскольку это чайный форум, то спрошу: кто прочел весь "Ча Цзин" ("Чайный Канон") в оригинале и поступает именно так, как в нем сказано? Или вы предпочитате вырвать из него куски, которые НА ВАШ ВЗГЛЯД отражают суть?
Отсюда и споры, какой дыркой человек в Поднебесную открывается...
(лично я всеми - живу я в ней, куда не плюнь тут всюду Поднебесная), Надо отвечать точно по уставу, цитаткой... Нет проблем:
谷神不死。
是謂玄牝。
玄牝之門,
是謂天地根。
(6 чжан, "Дух долины не умирает, он называется сокровенной самкой. Врата сокровенной самки называются Неба и Земли корнем" пер. мой).
Однако замечен на многочисленных интернет-форумах (современная форма диспута) один феномен - как стали классику цитировать - сейчас драться будут. Броню, стало быть, одели. Славы, значит, воинской захотели. Закидать оппонента классиками-трупами (ведь они все давно умерли?).
Вот и плаваем среди этой каши, под градом снарядов-цитат, вставая то под одно знамя-канон, то под другое
Поверьте, Китай - не страна небожителей, порхающих на журавлях между облаками, откушав грибов лин-чжи, запивая нефритовой росой. Сегодня это стремительно развивающая страна, которая пропитывается духом Запада на самый сквозь. Рост числа психических заболеваний взрывоподобный, преступность и наркомания - все пороки в достатке. Не надо боготворить Китай, учиться можно.
Кстати, сегодня Китай тоже увлечен своего рода Востоком (о моей дефиниции Запада я выше упомянул, Восток здесь как антоним). Для него это Тибет и Юннань - провинции, где есть еще традиционный уклад жизни, который рветься под стремительным наплывом туристов, порождая кривые гримасы современности, например, в виде детей, которые вместо школы, продают туристам вареные яйца, или по ресторанам танцуют народные танцы, которые раньше исполнялись только по определенным событиям.
Вообщем пора завершать, да и это, вероятно, мало кто до конца прочитает.
Суть: не нужно всеми силами опираться на древние традиции, черпая из них пригодные вещи на свою усмотрение, разграничивая что подлинно, а что не пригодно. А если полностью им отдаться - тогда выбросьте мобильник, откажитесь от отопления и электричества, мойтесь пореже, выучите китайский (санскрит, пали, тибетский) язык, но, безусловно, только устный, так как везде же прописано - откажитесь от письменных знаков (см. тот же злополучный Дао Дэ Цзин). И тогда я поверю подлинности ваших стремлений. В противном случае - это игра, одежды, броня.
И, чтобы не быть деструктивным в своей речи, которая достаточно утомительна, а также для тех, кто прочитав это не стал нацеплять доспехи и вытаскивать ржавые мечи древности из пыльных ножен, не стал готовить мне костер инквизиции - ответ на главный вопрос - "Что делать?"
Быть самим собой, не взирая ни на что. Технические подробности опускаю.
И чем больше брони - тем больнее ее снимать, но если не снять - то она все больше и больше.
Пойду вещички на костер собирать...