May 20, 2010 16:38
«Двое». СССР, 1965
Два человека. Два мира…
В основе картины в качестве формы заложена драматургия противопоставления мироощущений, разрешить которую и свести в один общий для двух молодых людей мир, призвана любовь. Любовь через преодоление внешних и внутренних, физических и психологических преград. Получится ли? Выйдет?.. Сплетутся воедино кроны деревьев, стволы которых стоят в удалении друг от друга, или их ветвям никогда не суждено соприкоснуться?..
Молчание и голос. Звуки и тишина…
Любовь действительно является Любовью только тогда, когда она объединяет миры двоих в один общий мир. Когда оба человека могут слышать в молчании друг друга одни и те же слова, а в словах - одну и ту же тишину, являющую собой спокойствие и гармонию истинной любви. А когда эти два мира разделены к тому же и физически, преодоление принимает ещё более острые формы. Показать это различие и процесс преодоления, на мой взгляд, и пытается данный фильм.
Другое дело как это показано. По моему мнению, в картине драматизм формы-сюжета превосходит драматизм содержания самого действия, которое, несмотря на «короткий метр» по ощущениям явно затянуто, а требующая по сути большего «конфликта», метафоричности и остроты динамики сюжетная линия, становится понятной, предсказуемой и скучноватой уже к концу первой трети хронометража ленты.
Недораскрыт образ молодого человека. Девушка в своём преодолении показана гораздо более ярко. Вектор её движения на пути «объединения миров» прорисован чётче и интереснее. Юноша, поначалу задающий ритм, в дальнейшем в основном статичен и малоинтересен в своём движении.
Неоднозначность концовки только подчёркивает неопределённость направления их взаимного движения. Они идут навстречу друг другу? Или, сделав несколько шагов, всё же развернулись каждый в свою сторону?
Для фильма, который заставляет задуматься, здесь, на мой взгляд, лишним является романтическая составляющая и не хватает метафоричности и глубины аллюзий. Для фильма же о любви и преодолении не хватает внятности действия и более чёткого завершения мысли. Где-то между этими двумя направлениями и застрял данный фильм. Как и впечатление о нём. Как и его герои…
Ниочём