Завтра рано вставать. Играем «Трели Тролля» аж в Реутове. Ну ладно, вот напишу сейчас заметку и спатеньки.
А уже вчера была суббота, что для многих в принципе малоудивительно. Так уж повелось и заведено. А по-субботам я обычно стремлюсь на всякого рода прогулки и вылазки. Ну и молодец…
Так сегодня с мамой поехали днём на дело завершения моего давнего уже гештальта, ещё аж прошлогоднего, и, кстати говоря, упоминаемого уже мной на просторах моего уютненького. А именно - выставка Левитана, завершающаяся как раз в эти выходные. Посему время работы было продлено до 22 часов и надежды таки наконец попасть и посмотреть казались вполне осуществимыми. Поехали где-то в два часа дня. Как только вышли из подземного перехода подле территории выставочного комплекса, я осознал всю эпичность зарождающегося фейла. Очередь начиналась уже здесь. Такого в Москве я ещё не видел. Кто знает, тот прикидывает, где переход, а где вход на кассы. Такую тягу к прекрасному у отечественного ценителя я и предположить не мог. Многое могу предположить, а вот такого не мог! Пройдя стороной всю вереницу до входа, даваясь диву и всего прочего, покачав головой от изумления сим зрелищем и ситуацией в целом, я покорно смирился с тем, что эта выставка не покорилась мне и с четвёртого раза. Но. Вы думаете смирился и смирился? Неа! Пусть не покорилась, но так это в Москве! И гештальт плавно трансформировался на то, что ок, не в гостях, так по месту прописки мы тебя достанем. Словом - да узрим же Левитана в Питере. Тогда до встречи в Русском. Такие дела. Но самый цимес был потом.
Тяга к прекрасному во мне была столь неудержима, что я немедля приступил к выполнению второй своей культурологической задачи - посещение Исторического, где открылась выставка «Коллективное бессознательное: графика сюрреализма от де Кирико до Магритта». Приехав на место, обнаружил благодать в виде отсутствия очередей, хотя народу было вполне себе достаточно, что тоже удивительно, надо сказать. Итак, что хочется сразу отметить. По итогу, я получил такой заряд, какого давно не получал. Это просветлённая выставка! Не знаю, офигенная выставка, если хотите! Я давно искал и хотел окунуться, дотронуться до чего-то подобного. И здесь получил своего сполна! Это было настолько синтонично моему состоянию и осознанию, что после осмотра, этого погружения и слияния я вышел с теми яркими глазами и редкой улыбкой, которые присущи мне после соприкосновения с тем, что мне близко по духу, что поддерживает меня и как будто бы говорит, похлопывая по плечу: «ну вот видишь, дружище, всё в порядке, мы тут, рядом, держись молодцом!» К слову, ещё в метро, когда ехал из дома на Левитана, начал вновь, после значительного перерыва, читать Камю, роман «Посторонний» (что как бэ может намекать). И тут хочу сделать небольшое отступление. Вот ехал на Левитана, попал в итоге на сюррелистов. И это было так не зря, ой так не зря! Ведь что (для меня) по сути Левитан, Суриков, Айвазовский, Репин и другие великие классики художественного искусства? Чем мне интересны их творения? Они безусловно прекрасны, атмосферны, приятны глазу. Но они именно созерцательны, эмпиричны. Безусловна их художественная ценность, техника письма, построение композиции и прочая незаваленность горизонтов, в которых я смыслю чуть менее, чем ничего. Однако, я их люблю за красоту, мягкость, ощущение присутствия, живость персонажей, образов, характеров и т.п. Люду они любы за интуитивную ясность. Теперь спрашиваю себя: а что ты находишь в сюрреализме, дадаизме, авангарде в целом? Всё тот же пресловутый люд ходит на подобные вещи в подавляющем большинстве случаев поглазеть, что же там можно такого наляпать с полоумья, позадаваться великим вопросом, что же курил аффтар и тупо погыгыкать над странными картинками и названиями. На худой конец просто попялиться и отойти в сторонку с ветром в голове, мысли о буфете приносящим. Я. Я преклоняюсь перед этими шееврами за то, что они дают мне возможность не только созерцать, но и думать, мыслить при этом. Пытаться понять, подвести под это какие-то свои взгляда и теории, трактовать, предполагать, видеть не только изображённое перед тобой, но и находящееся по ту сторону. Ведь «это не трубка»! Здесь не ты смотришь на изображение, а изображение смотрит на тебя. И в его «глазе» отражаешься ты, со всем своим пониманием, смыслом и художественной ценностью. Это даёт мне возможность не только присутствия в изображённом, но и полного с ним слияния на уровне мыслей, идей, существа. Мы наполняем друг друга смыслом и отражаемся друг в друге, при этом изменяясь, совершенствуясь и стараясь достичь гармонии с самими собой… Вот за эту-то «работу» со зрителем я и люблю данное направление живописи в частности и искусства вообще. И сегодня я вжигал! Задался целью - не отходить ни от одного экспоната, не дав ему свою «историю», свою «жизнь», не интерпретировав, не наделив смыслом. На удивление, это у меня получилось достаточно легко. Мама довольно быстро всё осмотрела и ждала меня уже на выходе, ждала долго. Венец выставки - работы Сальвадора Дали. До этого я не сталкивался с его творчеством один на один. Сегодня наша встреча произошла. И, знаете, как нам показалось, мы друг друга поняли. Мы, наверное, теперь друзья и можем хлопать друг друга по плечу в метро в часы пик и на слякотных улицах в ожидании автобуса… Я постарался прочувствовать и проговорить про себя суть каждого полотна. Я это сделал. И в принципе всё это так и осталось бы прекраснейшим, но прекраснейшим имхо, если бы не один последующий момент. Видно, погружаясь в осознание картины я вёл себя как-то иначе, нежели все предыдущие посетители или что-то там ещё может быть, но, отойдя от одной картины я вдруг услышал, что ко мне деликатно обращаются. Это оказалась смотритель зала - интеллигентная, тонкая женщина в уважаемом возрасте (язык не поворачивается назвать её бабушкой, ибо при этом слове невольно в голову сразу лезет образ хамоватых беспардонных метробабок, которые в данном случае диаметрально противоположны увиденному). Она пояснила, что уже несколько минут наблюдает за мной, что я необычный посетитель (вот уже повод так повод поднапрячься) и что она очень хочет выслушать моё понимание сути увиденного. Я был уже немного ошарашен. Мне и так хватало впечатлений, а тут ещё вот чего. Мы подошли к одной из картин и я пояснил, что же я ощутил и какой смысл вложил в увиденное. Попутно она задавала вопросы, я отвечал. После этого она спросила меня, не философ ли я. Я сказал, что нет, на всякий случай добавив «по образованию», на что она риторически сказала «а вот по призванию…». Затем тепло поблагодарив, я растерянно говорил, что не за что, отошла. Я ещё осмотрел пару картин и подошёл к тому месту, где рядом с картиной была табличка с информацией о художнике, на которой были несколько цитат Дали. Тут смотрительница подошла вновь. Она с таким ярким, живым и каким-то, что меня поразило, благоговейным интересом, заглядывая мне в глаза, спросила меня даже не как я понимаю, что значит одна из цитат, а просто вот что она значит, а потом и что значит висящая рядом картина, какова их сущность. Я уже стал волноваться и совсем уже чуть не разволновался, когда осознал, что объясняя своё понимание всех этих вещей, я даже не заметил, что вокруг собрались люди, человек восемь-десять, и они слушали меня. Это что-то, надо сказать! Разве я мог сегодня с утра предположить, что вечером буду стоять в окружении людей, рядом со смотрителем выставки и объяснять им, какой смысл несут творения Сальвадора Дали! Мда… Я уже и не помню, что и говорил, а между тем меня просили повторить некоторые моменты, фразы, ещё раз заострить на чём-то внимание… После этого, отходя вглубь зала, смотритель рассказала, что её сын закончил философский РГГУ, спросила меня, где я учусь. Я ответил, что закончил МИФИ. «Там учат думать, это главное», - сказала она. Я согласися, хотя про себя и отметил, что всё же 95% моих мифишных знакомцев альма матер сей способности так и не научила, и в принципе не там этому и учат… Под конец, после многочисленных «спасибо Вам» и пожеланий здоровья и всего, что обычно желают, она вдруг внезапно пожелала, пристально взглянув в глаза (у неё это вообще впечатляюще получалось): «Любви Вам, юноша, большой и чистой!». «Ага, спасибо…», - растерявшись идиотически ответствовал я. Потом посмотрел ещё несколько экспонатов. И, закончив с последним, направился к выходу. Но тут меня снова поджидала та женщина. «Спасибо Вам ещё раз, большое спасибо! Развивайтесь, будьте счастливы! И знаете, от всей души желаю найти Вам чистую и светлую девушку! Будь у меня дочь…», - затем она смущённо заулыбалась на полуслове. Я же уже почти устало, но искренне поблагодарив, распрощался и вышел…
Потом с мамой поехали на Арбат в «Му-му». Когда ехал в вагоне поймал на себе взгляды двух девушек, они откровенно глазели и улыбались. Благо ехать было одну станцию. Когда выходили, расслышал, как одна сказала другой, что «это ведь тот». Ну да, я вроде тоже узнал в них одних из слушателей моей речи. Я, блин, крут и звезда, ага!
И я рад. Естественно не тому рад, хотя и тоже приятно. Больше я рад тому, что хотя бы эти две девушки может быть больше не будут видеть в картинах одно только мясо, и в следующий раз взглянут на это другими глазами. А кто-то так и будет продолжать видеть мясо, таким же мясом при этом и оставаясь…
А, может быть, обо мне сегодня даже кто-то говорил за ужином. Ну или хотя бы подумал. Чуть-чуть. Самую малость…