Как продавать бесплатное

Nov 18, 2013 17:50

Все по делу, ППКС практически.

Оригинал взят у congregatio в Как продавать бесплатное
Так сказать - пусть будет тут. В дополнение к интервью Стивера для "Компьютерры": то, что не вошло в номер, а именно - интервью с jo_roger, которого опросили на случай, если не удастся достучаться до отца-основателя.
==========================================================
Оригинал взят у jo_roger в Как продавать бесплатное
Копия с Флибусты на память, лежит здесь: http://flibusta.net/node/195365

История возникновения: отходы общения с "Компьютеррой", им не пригодились.
Сокращено (несущественное).

Цитата:
- ваше отношение к нынешнему ЛЕГАЛЬНОМУ рынку электронной литературы в России (Литрес и т.д.) ?
+
- Жадность конечного звена цепочки, непосредственно перед читателем (то есть, дистрибуторов электронной литературы, типа Литреса) не дает развиваться легальному книжному электронному рынку? Или проблема начинается на более ранних этапах цепочки? Что вы думаете об этом?

Нынешний легальный рынок электронных книг страдает критическим непониманием самого себя.
В докомпьютерную эпоху книга представляла собой пачку бумаги, измазанную типографской краской в определённом порядке. Для её воспроизводства неизбежно требовались вещественные затраты, специальное оборудование - и соответствующие им денежные средства.

В компьютерную эпоху книга представляет собой файл, набитый байтами в определенном порядке. Для его воспроизводства у всех всё есть по определению - и денежные затраты на одну копию стремятся к нулю.
Можно смело сказать, что в первом случае книга была неразрывна с вещественным воплощением, а сейчас - оторвалась от него.

Нынешний легальный рынок пытается следовать старой модели и продавать файл на манер вещественного объекта, идентичного пачке бумаги. Это очень заманчиво, т.к. позволяет требовать прежнюю - равную затратам на печать бумажной книги - цену за файл, затраты на копирование которого мало отличаются от нуля. Заманчивость вступает в противоречие со здравым смыслом покупателя, который прекрасно видит отличие файла от пачки бумаги и реагирует, исходя из этого видения и имеющихся у него возможностей. Из-за реакции покупателя избранная - старая - модель откровенно буксует.

Т.о. - угнетению легального рынка способствует в равной мере жадность и непонимание фундаментальных изменений в деле, на коем рынок строится.

(Подробнее - Дж.П.Барлоу "Продажа вина без бутылок" http://old.russ.ru/netcult/99-03-26/barlow.htm )

Цитата:
- возможно ли вывести рынок электронной литературы из тени и как это можно сделать?
Если гипотетически представить себе существенное снижение цен на легальную электронную литературу - при какой стоимости среднестатистической книги (допустим, беллетристический роман) вы готовы будете сказать - книги стали действительно доступны, нужда в пиратстве пропала, и готовы будете свернуть деятельность ресурса? :)

Рынок электронной литературы из тени вывести можно, если (в свете вышесказанного) правильно на него взглянуть. Молниеносное копирование и отсутствие вещественного носителя электронных книг подталкивают к выводу: электронные книги по своей природе - бесплатны. И этого нельзя изменить.

Но если продавать электронные книги нельзя, то ничто не мешает брать деньги за их доставку и связанные с этим услуги.

Пусть получатель книги платит за удобство её получения - за скорость, за возможность в три клика скачать прямо из вагона метро и сразу начать читать, за ненужность поиска желаемого, за удобство хранения огромного количества текстов, за кем-то произведённый предварительный отбор под конкретные интересы... За это, как показывает практика, платят с удовольствием. Сам же текст при этом остаётся бесплатным, ибо всегда м.б. найден в сети.

Т.е. - не рынок продажи электронных книг, а - рынок электронной доставки книг.

Для развития такого рынка важно - что?... По аналогии с другими аналогичными рынками, (например, рынок рингтонов) можно отметить четыре позиции:

1. Естественность, выраженная формулой "Увидел-кликнул-получил". Танцы с бубном (регистрация, поиск, скачка и др.) д.б. минимальными. Иначе клиент уйдёт. (Свежая иллюстрация: http://predsidatil.livejournal.com/218438.html :)

2. Безглючность. Скачанное д.б. читаемо сразу, без тех же танцев. Иначе клиент, даже и купивший раз, более не придёт.

3. Простота оплаты. Клиент должен уже иметь "на руках" механизм оплаты и уметь им пользоваться. (см. пример выше) Сложности с оплатой - сильнейший демотиватор дальнейшего участия в рынке.

4. Незаметная цена. Цена должна быть такой, чтобы не привлекать к себе внимания клиента на фоне всего прочего. Тогда он заплатит. Если она выйдет в зону заметности - то клиент заколеблется.

Эти четыре позиции - необходимы, каждая по отдельности, но достаточность возникает лишь при наличии всех четырех одновременно.

Поэтому ваш вопрос о пороговой цене - он ошибочен по своей постановке. Но всё же попробую ответить.

У меня есть папочка для книг, которые я скачал - и привычка никогда из неё ничего не удалять (только сортирую внутри). За последние лет десять в ней скопилось около трёх тысяч книг, самых разных: и прочитанных уже, и отложенных "до настроения", и ждущих оценки, и "не пошедших", и вообще хрен знает зачем скачанных... Если представить себе, что за эти десять лет я их скачивал так же, как качаю сейчас - в один клик из известного места - и при этом за каждую из них без усилий с моей стороны я заплатил один рубль, то можно смело сказать, что меня бы это устроило.

Далее можно уже варьировать помянутые четыре параметра. Например, поднять цену до 10 рублей за книгу (что еще куда ни шло), до 100 (уже "заметно" и не факт, что я бы согласился). Посмотреть на форматы (будь это pdf с каким-нибудь drm - и за рупь такие не нужны), на способы оплаты (не пойду в Сбербанк из-за рубля), на скачку (не стану регистрироваться всякий раз).

Где-то так.

Цитата:
- Назовите несколько наиболее понравившихся вам книг из прочитанных за последнее время, и ту цену, которую вы бы лично готовы были бы без сожаления заплатить за них, приобретая их легально?

Олег Хлевнюк "Хозяин", честно куплена в магазине за сколько-то там сотен рублей, ибо в сети не нашлась. Была бы в легальной электронке - за сто рублей взял бы, если бы знал, что 90% пойдут персонально автору.
Елена Осокина "За фасадом сталинского изобилия", прочитана в бесплатном файле, но купил бы за ту же цену при том же условии.
Из художественной литературы за последние полгода не купил бы ничего. (С тех пор - куплено: Катлас "Прикладное терраформирование" J.R.)

Цитата:
- успех легального книжного электронного рынка за рубежом - в чем, по вашему мнению, успех магазинов, типа Амазон Киндл и т.д., готовность людей платить за подписку на электронные версии периодики и т.п.? Ментальность? Более высокий уровень жизни? Что-то иное?

Работают по всем четырем вышеуказанным пунктам. Плюс, конечно, там денег куда больше на руках у людей (но это п.4 вообще-то)

Цитата:
- какие настроения преобладают среди аудитории Флибусты - много ли людей готовы отказаться от бесплатного скачивания книг и начать за них платить, а также их отношение к вечной моральной проблеме «и деньги сэкономить хочется, и любимого автора хотелось бы поддержать финансово и стимулировать к написанию новых книг».

Аудитория Флибусты очень разнообразна, за всех сказать не могу.
Но, например, на просьбу Святослава Логинова откликнулись многие, т.е. не всё упирается в деньги.

Цитата:
- касательно писателей, зарабатывающих литературой на жизнь. В современной онлайн-среде уже не раз были попытки перевести литературу на эдакие «полукоммерческие» рельсы - публиковаться авторам в Сети бесплатно и надеяться на добрую волю читателей, который поддержат автора деньгами, если посчитают нужным. Что вы скажете о подобных моделях отношений «писатель- читатель» на примерах известных подобных фактов в России и за рубежом? Изменилось ли что-то в этом направлении за последнее время? Или такая схема оказалась мертворожденной?

Надо чётко понимать: современная книгоиздательская индустрия выродилась во многом в конвейер по производству жевательной резинки для мозга минимально приемлемого качества и впариванию её по максимально возможной цене.

Большинству авторов этой индустрии случившийся уход книги в невещественность не сулит ничего, кроме смены профессии. Ибо сказано: авторов развелось столько, что читателей на всех уже не хватает. :)

Действительно талантливые авторы будут востребованы и постоплатная модель будет работать. Но уровень доходов сильно снизится и придётся искать дополнительные возможности. (См. опыт Дм.Быкова - проекты "Гражданин. Поэт" с М.Ефремовым и новый "Господин хороший"; он же - журналист в дюжине изданий; он же - школьный учитель литературы...). Хуже всех придётся тем, кто наклепал романов, надеясь завершить жизнь на гонорары от допечаток. Увы, не выйдет... Переходный период - всегда безжалостен к тем, кто его не предвидел.

Однако же апокалипсиса не случится. Большинство по настоящему интересных книг, если приглядеться, писались не денег ради и были бы написаны, даже если бы денег за них не платили. Даже "Сумерки" Стефани Майер писались не для заработка... :)

книги

Previous post Next post
Up