Очень, очень хорошее и важное интервью. Рада, что этот человек живет и работает на Камчатке

Sep 21, 2015 18:02

Мы в ответе за здоровье своих детей

Среди подопечных благотворительного фонда «Спаси жизнь» - десятки ребятишек с диагнозами ДЦП, эпилепсия, другими неврологическими патологиями. Многие являются пациентами нашего собеседника, детского невролога Сергея МЫНДРЕСКУ. Накануне 1 июня - Дня защиты детей - он с удовольствием воспользовался возможностью обратиться к родительской аудитории и рассказать о типичных ошибках и заблуждениях, которые служат благодатной почвой для развития у детей различных расстройств и заболеваний нервной системы.

- Сергей Александрович, какие неврологические патологии у детей наиболее распространены в наши дни?

- В первую очередь это детский церебральный паралич и эпилепсии. Воспалительные заболевания (менингиты, энцефалиты), к счастью, встречаются не слишком часто. Много детей с различными задержками развития - речевого и психического, с нарушениями сенсорной интеграции, аутистическими расстройствами. И их становится все больше. В принципе, это сфера работы психиатров, но люди в нашей стране, как правило, боятся психиатров и сначала ведут ребенка на прием к неврологу. После его рекомендации обратиться к психиатру родители ищут другого невролога, который бы поставил обтекаемый диагноз - и так до тех пор, пока сами не поймут, что нужно обращаться к соответствующему специалисту и серьезно заниматься лечением.

- Вы принимаете до нескольких десятков пациентов в день. У вас не создается впечатления, что большинство детей вокруг страдают теми или иными неврологическими расстройствами?

- Нет, к счастью, это не так! Но когда я наблюдаю происходящее вокруг, я вижу: больные очень часто родители. Послушаешь, как они разговаривают со своими детьми, и не знаешь, кого лечить в первую очередь.

Мама жалуется на приеме: «Сын нервный у меня!». А сама его раздевает так, словно он в гестапо попал - как не быть ребенку нервным? И на мои слова о том, что нужно наладить добрую, благоприятную атмосферу на основе любви и ласки, а не раздражительности и ненависти, мама с обидой отвечает: «Я сюда пришла, чтобы вы не меня здесь учили и лечили, а ребенку помогли!».

Недавно наблюдал сцену, как мужчина пытался посадить ребенка в коляску, при этом в одной руке держал пакет, другой - сажал ребенка. Его ножки не попадали куда надо, отец с силой засовывал, ребенок заплакал, но не мог попасть между ремней креплений, и тогда отец положил пакет и стал бить ребенка по ногам. Для чего?! Почему бы сразу не положить пакет и не посадить ребенка спокойно в коляску?

Хочется предложить таким взрослым подумать: что будет, когда вы станете беспомощными стариками? Если вы разобьете миску, потеряете ключи от дома, забудете выключить плитку, описаетесь, не сможете удерживать стул - что должны будут делать ваши дети? Так же давать подзатыльники?

Кстати, подзатыльники могут привести к инсульту, не говоря о том, что это больно и обидно. Телесные наказания вообще не стоит применять, это страшно.

- Наверное, самый печальный момент в жизни родителей - узнать, что их ребенок тяжело болен. Диагноз поставлен. Что дальше?

- Надо собраться, не паниковать и браться за работу. На западе у детей с ДЦП реабилитация лучше, исход лучше, несмотря на то, что проблемы те же самые. Разница в том, что там мамы ежедневно, в течение нескольких часов, занимаются с ребенком. Да, там больше возможностей, больше различных приспособлений и средств ухода, но главный эффект зависит от родителей. А у нас часто так: приезжают 3 раза в год, в течение 10 дней получают массаж и ЛФК, уезжают восвояси и спрашивают: «Почему нет эффекта?». Его не будет за 10 дней. Он появится, если заниматься ежедневно и постоянно. Причем важно ставить перед собой не только долгосрочную глобальную цель, а маленькие достижимые цели, поэтапные.

Есть книжка «Приключения другого мальчика. Аутизм и не только», написанная мамой ребенка, больного аутизмом - Елизаветой Заварзиной-Мэмми. Она делится опытом воспитания сына. Каждый день был расписан буквально по секундам - мама ходила с секундомером. Потребовалось время, помощь всей семьи, но они добились очень хороших результатов. Петя, который был признан в детстве неспособным к движению, речи, мышлению, теперь занимается спортом, читает книги, прекрасно пишет, знает языки.

В потрясающем фильме режиссера Любови Аркус «Антон тут рядом» звучит фраза отца ребенка-аутиста: «Мы живем, как можем, а они - как мы поможем». То же самое относится и к детям с ДЦП, с синдромом Дауна и с другими серьезными заболеваниями.

Большую роль играют разного рода волонтерские и родительские организации по данным проблемам. Например, в Москве работает Центр проблем аутизма и добивается удивительных результатов. Доктора-психиатры, побывавшие в нем на семинарах, признают, что получают больше, чем во время своей обычной учебы и повышения квалификации.

Очень важно, чтобы дети, которым это под силу, могли посещать нормальные детский сад либо школу. Прятать инвалидов, чтоб никто их не видел, не знал о них - не правильно… У нас большое число детей без всяких заболеваний и синдромов не хотят учиться, но их же никто не выгоняет из школ и никуда не прячет. И это большая, обширная - государственная задача. Пока приходится признать, что общество не готово принять таких детей. Отношение к инвалидам у нас своеобразное.

Я пропускаю детей-инвалидов на прием без очереди, и нередко люди возмущаются, мол, мы тоже тут стоим. И я всегда говорю им: «Благодарите Бога, что я вас без очереди не пропускаю, это великое счастье, и эти родители отдали бы все на свете, простояли бы здесь и день, и два, лишь бы не проходить без очереди». Само общество настроено негативно, вот что страшно. Потому что в такой ситуации может оказаться каждый…

Мало информации, мало понимания проблем, с которыми постоянно сталкиваются эти дети и их родители. Вся их жизнь - сплошная проблема, начиная с того, как спустить ребенка в инвалидной коляске с 5-го этажа какой-нибудь хрущевки, и до того, как лететь в реабилитационный центр. Не знаю, есть ли у нас автобусы с аппарелями? Для инвалидов очень мало чего приспособлено. От того мы и не видим их на улицах, в магазинах, кинотеатрах.

- В чем же причина того, что при относительно небольшом росте рождаемости число детей с патологиями нервной системы неуклонно растет?

- Наше здоровье в основном зависит не от системы здравоохранения, и даже не от генетических предрасположенностей, а от того, какой образ жизни мы ведем. А на детей непосредственно влияет образ жизни их родителей. Доказано: пища, которую мы едим, стрессы, которые мы испытываем, влияют на состояние здоровья не только наших детей, но и внуков, и правнуков.

- Приходилось слышать от курящих беременных женщин, что «врач сказал: если куришь, то уже не бросай». Или что польза от грудного вскармливания превышает вред, наносимый через молоко курящей матери. Так ли это?

- Нет. Курение отрицательно влияет на развитие плода даже одним тем, что у курящей женщины нарушается кровообращение. Статистически доказано, что такое страшное событие как синдром внезапной младенческой смерти, чаще случается в семьях, где есть курящие родители. Думаю, одно это уже является веским основанием для того, чтобы задуматься и перестать курить. Часто слышу от мамочек: «Курила, пока не узнала, что беременна». А узнают все по-разному, нередко на сроках, когда закладка всех органов и систем уже произошла, и курение повлияло на их развитие.

Если же плод - девочка, то курение ее мамы влияет даже на будущих внуков, потому что яйцеклетки закладываются внутриутробно!

Ну, а после рождения ребенок курящих родителей становится пассивным курильщиком, что тоже очень вредно. Все это прекрасно знают, на каждой пачке сигарет написано, что курение убивает, но у многих моих пациентов - курящие родители. И дети у них с проблемами, не обязательно со страшными патологиями, но неврологические расстройства на грани патологий присутствуют: нарушения сна, срыгивания и прочее.

Несмотря на это, некоторые мамы даже не пытаются бросить курить. Хотя мне кажется, что ради здоровья своего ребенка можно горы свернуть.

- А чем-то кроме здорового образа жизни родители могут помочь ребенку?

- В первую очередь нужно читать книги о развитии детей. Как мамам, так и папам. В книгах есть информация о том, как развиваются дети, как часто специалист должен их смотреть, на что обращать внимание. А у нас иногда мамы не могут ответить на простые вопросы о развитии собственного ребенка, не знают, что такое «гуление» и прочее. Или приводят 3-4-летних детей с различными проблемами и на вопрос: «Где вы были раньше?» отвечают: «А нам никто ничего не говорил». Очень плохо, конечно, что никто ничего не говорил, но о чем думали сами родители? Ведь это довольно простые вещи! Любой человек с образованием 9-11 классов может понять, что с его ребенком происходит что-то не то - если он прочитает базовые вещи, конечно.

К сожалению, нередко вижу потребительское отношение людей к собственному здоровью и к здоровью своих детей. Каждый должен понимать, что никто за нас ничего делать не будет. Мы в ответе за собственное здоровье, точно так же, как за собственное финансовое благополучие, за порядок в своей квартире и т.д.

- Доктор, почему, все-таки, в наше время, когда есть масса развивающих игрушек, методик и т.д., повсеместной проблемой становится задержка развития речи у детей?

- К сожалению, это международная тенденция, и влияет на нее целый комплекс проблем, а не какая-то одна причина. К тому, о чем мы уже говорили, можно добавить большое количество различных гаджетов, с которыми дети начинают дружить чуть ли не с полугода - как только могут что-то удержать в руке. Родитель дает чаду смартфон или планшет, либо включает мультфильмы. Иногда прямо с гордостью говорят, что в 7-8 месяцев ребенок сидит и спокойно смотрит мультфильмы. Зачем?! Ребенок развивается не при просмотре мультяшек, не при перелистывании планшета, а при общении с родителями!

Часто взрослые беспечно относятся к тому, что ребенок не говорит. «Он же все понимает. Пойдет в сад - заговорит!». Но ребенок и в саду не начинает говорить, возникают проблемы: он хочет выразить свои мысли, и не может. В итоге к логопеду-дефектологу ребенок попадает только года в 4, когда уже до школы остается мало времени. И, как правило, если у ребенка была серьезная задержка речевого развития, потом начинаются проблемы с письмом и со счетом. С другой стороны, родители рассказывают, что, обращаясь к дефектологу с ребенком младше 2-х лет, они слышат: «Рано пришли». Но толковый специалист может заниматься с малышом такого возраста - и так работает весь мир, потому что таблеток для речи не существует, а первые звоночки случаются очень рано, когда ребенок плохо гулит или отсутствует лепет.

- Еще одно часто встречающееся расстройство - нарушения сна. А ведь детям бессонница не свойственна. Есть даже поговорка: «Спит, как младенец». Почему же наши детки плохо спят?

- Нарушения сна у детей чаще всего связаны с тем, что родители изначально поступают неправильно - например, укачивают малыша и потом он не может без этого уснуть. Приходят уставшие родители с синяками под глазами и просят, чтобы доктор назначил таблетку. А надо всего лишь изменить режим сна. Это требует времени, усилий - не все к этому готовы.

Нередко причиной нарушений сна у ребенка является климат в семье. Если взрослые в присутствии детей выясняют отношения, ссорятся, упрекают друг друга - это ничем хорошим не закончится. Даже младенцы очень чувствительны к интонации, хотя и не понимают смысла слов. В такие моменты ребенок испытывает стресс, у него снижается иммунитет, и он может чаще болеть. Ребенка надо беречь. Не нужно ему все позволять, вертеться вокруг него, но часто родители приносят домой проблемы, недовольства, неурядицы на работе, и все это вымещают на детях, как на самых беззащитных созданиях, потому что ребенок не может ответить.

Если говорить о старших детях, о школьниках, то проблемы со сном характерны для тех, кто хорошо учится, для детей из серьезных школ, где строгий подход, где их нацеливают на поступление в столичные вузы. Завышенные требования и отсутствие отдыха приводят к тому, что ребенок находится в постоянном напряжении.

- Можно ли говорить о том, что невротизация школьников тоже становится распространенной проблемой?

- Да, и это повод для тревоги. Школьники не отдыхают и находятся в постоянном стрессе, тесты показывают, что у них тревожность просто зашкаливает, и отсюда колоссальное количество проблем. Типичные жалобы - головные боли, напряжение, бессонница. Пик наступает перед экзаменами, для 9-х классов ГИА, для 11-х - ЕГЭ. Вообще непонятно, для чего нужна такая система, когда дети в старших классах толком не изучают предметы, а большую часть времени тренируются сдавать ЕГЭ, в который каждый год вносятся какие-то изменения. Подростки и так все воспринимают в штыки, с характерным юношеским максимализмом, и они видят все эти несоответствия, глупость, и это, так или иначе, влияет на их формирование, на мировоззрение, на отношение к системе образования, к государству и к миру взрослых вообще.

- И какие рекомендации можно дать родителям старшеклассников?

- Дети должны гулять. Научите их отдыхать на свежем воздухе. Забирайте на ночь смартфоны и планшеты, чтобы ребята могли уснуть, а не переписывались полночи. А главное - любите своих детей и слушайте их. Принимайте. Не стройте иллюзии, не заставляйте их реализовывать ваши амбиции. Не давите их мечту. Будьте чуткими. Только любящее сердце может быть чутким, может рассмотреть, куда стремится душа ребенка, и поддержать его.

Эмма КИНАС, пресс-секретарь БФ «Спаси жизнь», специально для РАИ «КАМЧАТКА-ИНФОРМ»

28 мая 2015 г.
http://www.kamchatinfo.com/epicentre/detail/10809/
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Previous post Next post
Up