"Шаткое равновесие". Текст и спектакль. Разница в восприятии.
Спектакль: полнейшая увереность в том, что ночью между Агнес и Тоби "все случилось".
Текст: нет, они просто лежали рядышком на одной кровати. И их утреннее почти детское смущение от подзабытой... простой человеческой незащищенной - доверчивой близости. Т.е. я слышу твое дыхание, ты слышишь мое дыхание, стоит только протянуть руку, почувствуешь тепло... Это так просто. Это так естественно. Это так пронзительно.
А -"Никогда не могла понять, что означает утраченное...не просто прошедшее. Но все равно, было приятно - ты в моей спальне, а ведь помню, когда это было привычно, я так легко засыпала, дыхание
наше сливалось, едва мы прикасались друг к другу, а сегодня ночью, -стыдно и печально сказать - я не узнала тебя и так и не смогла заснуть."
Диалоги, важные для понимания персонажей...
***
А. -Вечно мы завидуем тому, кому не следует, ревнуем к тем, кто еще беднее. У вас с Клэр так хорошо получается, вы так хорошо разговариваете.
Т. -Я никогда не хожу к ней ночью и не разговариваю с ней наедине, только при людях.
А.-В общих гостиных...как здесь...
Т.-Вот именно.
А.-А так никогда.
Т.-Не понял?
А.- Да и зачем нам счастье? Сами создаем себе столько горя.. .только этим и заняты.
Т.-Исключительно из высоко моральных соображений: исходим из того,что много сделали зла.
***
Т. -...Как странно...быть здесь, сейчас, в комнате, где недавно находились люди, и вот никого нет...поздно, остыл жар в адских печах, давая отдых телу, а через час или два взойдет солнце, и
пламя вновь возгорится. Сегодня вечером это ощущение особенно сильно. Сигареты еще лежат в пепельницах -странный металлический запах. Ароматы в комнате не смешиваются, когда она
пуста, когда уже никого нет, и я думаю, этому помогает молчание.. .отсутствие людей.
А. - Что ты решил?
Т. - Когда спускаешься вниз.. .часа три.. .четыре, и одна или две лампы горят. Их не потушили на случай, если кто-нибудь запоздавший придет, но кого еще ждать? Можно на все посмотреть, восстановить в памяти...совершенно отстранено, вновь увидеть себя, тебя, Джулию...увидеть со стороны...проиграть все заново, понаблюдать.
А. - И рассудить?
Т. - НЕТ, ЭТО ЗНАЧИТ УЧАСТВОВАТЬ. А Я ХОЧУ ТОЛЬКО НАБЛЮДАТЬ. (выделение моё Л.)
Следишь за работой ума с чувством благородного наслаждения и одновременно с грустью, потому что знаешь: с приходом дня вернуться его тяготы и вся твоя проницательность гроша ломанного не будет стоить.
А. - И что ты решил?
Т. - Можно сидеть и наблюдать. Можно представить себе ясную картину, как каждый продирается сквозь собственные джунгли...
А. - ПРЕКРАСНО, НО ЧТО ТЫ РЕШИЛ?
....
А. - Ну что ж, милый, ты уже не молод, и живешь не дома.
Т. - Где я живу?
А. - Что ты решил?
Т./пауза, они оба улыбаются/- НИЧЕГО.
А. - Но ты должен. В вашем доме что-то неладно, сэр.
Т. - Ты должна мне помочь.
А. - Не думаю.
Т./несколько удивленно/ - Нет?
А. - Нет, я тоже размышляла сегодня ночью. Лежала в темноте и перебирала нашу жизнь, год за годом. Да. Женщина знает многое: вынашивает детей, если господь послал ей такую милость, ведет дом, насколько это возможно, следит, что бы была еда и чтобы постельное белье было свежим, его надо менять раз в три дня. Она должна хорошо выглядеть, выполнять все обязанности, которые на не возлагает супружество, влюблена она или нет, строить планы на будущее. ..............
Планы на будущее. До самого конца, она ожидает, что когда-нибудь останется одна, покинутая из-за сердечного приступа или раковой опухоли мужа, готовится к тому, что дети ее внезапно, без всякого предупреждения станут взрослыми, чужими людьми. Готовит себя к этой потере, потом и к изменению своего организма, к концу того, в чем видится цель жизни женщины. А как мы держим в руках бразды правления. В упряжке двадцать лошадей, а мы не следим за дорогой...если этого пожелает наш мужчина. Правда, кое-чего мы не делаем.
Т./несколько раздраженно, с вызовом/ - Да?
А. - Да. /жестче/ МЫ НЕ ВЫБИРАЕМ МАРШРУТ.
Т. - Хочешь соскочить? /тихо и гневно/ Сваливаешь все на меня.
................................
А. /тихо, спокойно и почти самодовольно/- Мы следуем за своим повелителем. А нравственные вопросы пусть решают мужчины.
Т./в гневе швыряет платок на стул слева, перешагивает через журнальный столик/ - Никогда! Ни разу в жизни ты этого не делала.
А. - Всегда, мой дорогой... Чтобы ты не решил... я претворю в жизнь, я так возьмусь за дело, что ты даже не заметишь, когда где-то что-то переменится.