Господин Пунтила и его слуга Матти. театр Маяковского (первый прогон)

Oct 26, 2012 03:01

Сцена - срез пустотелой белоснежной многоступенчатой пирамиды, лежащей на боку и смотрящей верхушкой - узкой дальней частью... не-а, не в небо. Наоборот. В землю или на землю. Да, да. Пирамида высоко над землей, быть может на вершине Хательмы. Квадратный проем окошком, а там, внизу, деревья, деревья, деревья - лес, который пойдет в уплату "дипломатической саранче" и домики - усадьба Пунтилы. Все "вид сверху".
Стволы сосен, протыкающие этот белый, параллельно-перпендикулярный, строго геометричный мир. Деревянные ящики - бутылочная тара. Деревянные столы и стулья, вносимые и выносимые по мере надобности. Бутылки, бутылки, бутылки... На авансцене. По всем углам. Из всех карманов, ящичков и ящиков. Прозрачность и жалобное подзинькивание.
Белое. Коричневое. Свет и земля - природа. Цвета, которые будут поддерживаться и одеждой, с добавлением черного, оливкового, серо-бежевого. Единственное яркое пятно - бардовая подкладка пиджака Пунтилы, что тоже весьма символично.
Белый царит и поглощает. Он пронзительно ярок. На его фоне персонажи - микробы на предметном стекле. Видно каждое движение, как телесное, так и душевное. Последних у некоторых персонажей не всегда хватает,(так как это был первый прогон, не буду называть актеров) не всегда понятно КАК на самом деле персонаж относится к происходящему, что скрывается за "маской", "маска", ау, "открой личико".
Смешная (на первый взгляд) история (с неубиваемым местным колоритом)о странноватом финском помещике, который трезвый - расчетливый, холодный и жестокий хозяин, в пьяном же виде - душа парень. И хотя трезвым, т.е. жестоким и расчетливым, он бывает редко, окружающим мало радости от его пьяной доброты. Ведь то, что успевает совершить "хозяин - самодур под банкой" - "вотрезвленный хозяин - самодур" мигом отменяет.
Трудно жить без руля и ветрил. Невозможно полагаться на власть имущего, если он - двуликий Янус, причем один отрицает второго. (Тьфу, дурацкий молодежный сериал вспомнился Зайцев плюс 1, однако, оказывается как глубоко копали создатели прикольного продукта.)
Пьеса очень удачно сокращена. Оставлены все ключевые сцены, но нет чувства избыточности. Даже сцена найма рабочей силы не тормозит действие. Когда обыграется, поймается ритм, возникнет "упругость", думаю, будет пролетать "мелкой пташечкой". (Кстати, спектакль выигрышен еще и тем, что можно идти по первому слою - ох, как фины пЬЮТЬ, прям не хуже наших, а чё творЯТЬ в подпитии; можно думать о том, что хотел сказать Брехт. Как больше нравится.)
Музыка - раскрывает и атмосферу, и характеры персонажей.
Спектакль с открытым финалом. Режиссер оставляет нью-конформиста Матти (его жизнь в имении - отчаянная попытка вчерашнего бунтаря прижиться, не потерять место) у подножья рукотворной горы, на которой восседает прекраснодушный пьяненький Пунтила, задремавший под сладкоголосое пение малолетней дочурки Сурккалы.
Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля, Это русское раздолье, Это русская земля!
Нет ему выхода. Нет исхода.
Народ безмолвствует.
Народ, каким бы ликом Власть к нему не поворачивалась, всегда остается в... Да, да... Именно там.
(Получается так, что завтра я еще раз могу сходить на спектакль, причем посмотреть его уже с близкого ряда, т.е. не напрягаться и не делать "китайца", чтобы ухватить детали. Постараюсь потом поговорить по персонажам.
Что-то по игре очень понравилось. Что-то не очень. Пока оставлю свои "не очень" в кармане.:)
Поживем, поглядим.) Из того, что я готова сходить на второй день, можно сделать вывод, что спектакль меня заинтересовал.)

театр Маяковского, театр

Previous post Next post
Up