Выставка - реконструкция "шумовых аппаратов", разработанных когда-то, в 20-х - 50-х годах прошлого столетия, актером Поповым. Выставка - "щелочка" в мир закулисья, в мир звукового кино. Как они это делали, когда слово "цифра" означало всего лишь знак для обозначения числа? Как завывали ветра, шуршала листва, морозно похрустывал снежок, скрипели половицы, барабанили дожди, стояли стеной ливни, накатывали волны и, лениво облизав песок, отступали... Это же так интересно! В этом какая-то сладкая тайна! (Кстати, в спектакле "Человек - подушка" я каждый раз испытываю детский восторг от работы двух "звуковиков", сидящих за рабочими столиками по краям сцены. Это как подсмотреть за работой деда Мороза в новогоднюю ночь.:) Мечталось всем, не удалось никому.:) Ну, или почти никому.)
Потому что в век компьютеров все эти "живые" прелести, позволявшие создавать сложные шумовые иллюзии, становятся никому не нужны. Куда проще и дешевле синтезированные цифровые шумы. Ведь для создания иллюзии "прохождение поезда", например, требуется слаженная работа человек десяти. Но как же захватывающе интересно наблюдать!
Если пойдете на выставку, обратите внимания на телевизор в "тихой комнате". Не пожалейте полчаса, посмотрите нарезку звукового фильма годов тридцатых, прославляющего индустриализацию. Удивительная работа оператора и режиссера. Механизмы - исполины, преобразователи действительности. Смотришь и дух захватывает. У нас. Жителей, слава тебе, Господи, двадцать первого века. И испытываешь иррациональную гордость, потому что ты - человек, творец и хозяин жизни. И эти стальные чудища подчиняются тебе. Кстати, вот что интересно. (не знаю насколько краткое отступление) В двадцатые и тридцатые создавались некоторые фильмы и мультфильмы на "мировом уровне", были сделаны поразительные находки и открытия. Но потом все куда-то исчезло, слилось, было закрыто, затеряно и забыто. Много спустя перенаходилось и переоткрывалось.
Если засели перед телевизором дождитесь запись «Реконструкция утопии» Музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства» - прохождение поезда. Увлекательное зрелище. Высокотеатральное. Смотришь на одном дыхании. Маешься от острого желания закрыть глаза, потому что стоит зажмуриться - иллюзия "стою на полустаночке в цветастом полушалочке, а мимо проплывают поезда". Иллюзия настолько реальная, что буквально начинаешь чувствовать ветер в лицо и еще ни с чем не сравнимый запах травы, деревянных пропитанных шпал, разогретого металла... Но ты себе не можешь позволить "уйти в иллюзию", потому что необыкновенно интересно наблюдать за работой актеров. (Тьфу, ехидна, вспомнила "Необыкновенный концерт"). И если вам повезет: в соседнем зале счастливые дети, изучив инструкцию перед аппаратом, будут выбивать колотушкой деликатное тремоло, отчего "в небе появляется самолет или целая эскадрилья", вместо того, чтобы лупасить по металлическим листам со всей дури, тогда вы насладитесь всей полнотой звука со всеми нюансами.
Но до "тихой комнаты" надо еще добраться! Пройти по четырем залам: природный (дожди, ветра, море, ветви...), транспортный (лошадки хрупают сенцо, цокают копытами так и сяк, телеги, автомобили...), батальные (звуки жестокой сечи, бой на мечах с оттягом...), индустриальный (ткацкий станок, например...) Все собственноручно перепробовать. При этом напряженно вслушиваясь, жмурясь и балдея от счастья.
Уходишь со звоном в ушах и привкусом счастья.:)
Мне кажется, взрослые даже в большем восторге, чем дети. Дорвались!
Да! Стоит удовольствие для взрослых 150р.
(Вот тут можно посмотреть фотографии спектакля "РЕКОНСТРУКЦИЯ УТОПИИ. МОСКВА 1922 - ПРЕДЧУВСТВИЕ НОВОГО ЗВУКА"
http://sdart.ru/theatre/lab/music_lab)
(Вот тут прочитать "листовку" о выставке
http://sdart.ru/archives/6555)
(Вот тут послушать
http://www.youtube.com/watch?v=wytxJLQMJNU)
(Вот тут о Попове Владимире Александровиче:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_cinema/14827/%D0%9F%D0%9E%D0%9F%D0%9E%D0%92 )