"Тайные записки Тайного Советника" театр Эрмитаж

Nov 05, 2010 02:58

Спектакль оставляющий неоднозначное впечатление. Во-первых, в нем играет Филиппов. Во-вторых, в нем Филиппов играет... И хочется ломать шапку и поясно кланяться режиссеру, пригласившему М.И.. Давшему возможность зрителям погрузиться, да что там, с головой нырнуть в такой узнаваемый, такой... обыденный, но от обыденности еще более трагичный мир постаревшего больного ученого.
Это такое отчаяние, когда тебя никто из близких и родных не чувствует, не жалеет, а только постоянно чего-то хочет, чего-то требует. Ничуть не считаясь с усталостью, с отсутствием сил и отпущенного времени. "В отсутствии любви и смерти". Даже когда любят, как любит ассистент (Ливанов), то пытаются диктовать, навязывать, действовать во имя, но не удосуживаясь поинтересоваться, чего на самом деле хочется тому, во имя которого действуют.
И Филиппов играет пронзительно. Точно. Щемяще пронзительно и точно.
А зрителя ждет еще подарок. Рассказ в рассказе. "Враги". Врач, у которого только что умер единственный сын (забавно, выброшенная фраза о возрасте семейной пары, у которой из-за не-молодости детей быть не может... сейчас в этом возрасте многие только начинают подумывать, а уж не родить ли нам наследничка... как и возраст "бодрой старушки" - матери Раскольникова, показатель изменившегося отношения к границе молодость-зрелость-старость). Врач, который не смог спасти своего ребенка. Господи, это так страшно. Потерянный человек. Пустые мертвые глаза. Вне жизни. В каком-то ином состоянии. Боль, которая не облегчается слезами. Тихое страдание, когда нет сил говорить, думать. Умирающий, который не кричит.
Так в чем неоднозначность?
А неоднозначность в том, насколько точно и адекватно играют партнеры.
Отсутствует Катя. Актриса или Катю не понимает, или понимает, но очень своеобразно, или, что совсем удручающе, понимает, пытается понимание донести до зрителя, но попытка не удается фатально. Самое трагическое, в уста Кате вкладываются реплики Нины Заречной. Не заставляйте "маленькую" актрису произносить текст Нины Заречной. Зритель охотно поверит, что она не актриса.
Т.к. линии Кати нет, на Катю можно легко не обращать внимания, тем более, что "её отыграет партнер", одиночество - потеря "коммуникационных связей" Николая Степановича становится еще пронзительней.
Тяжелый случай с Абогиным. Я не поленилась, перечитала сейчас рассказ Чехова, потому что никак не могла вспомнить, чтобы Абогин был таким дешевым сверх-истериком, это "накачивание эмоции", только что головой о стенки не бился, из репертуара дешевого провинциального театрика, где рвут страсти и души на клочки, да еще на контрасте с Кириловым - два театра, два способа существования на сцене - психологический театр и театр... дешево-имитационный. Ор - не страдание. Когда настолько внешне, настолько демонстративно и грубо - воспринимаешь фальшью.
Студент - мама не горюй.
При этом - интересная (с забавным внешним рисунком роли, но прозрачно выстроенным) Варя (жена Николая Степановича).
Замечательный Гнеккер - отыгрывающий все взаимодействия, за ним настолько любопытно наблюдать. Тут тебе и характер, и судьба.
Лиза неплохая.
Если честно, спектакль можно было бы превратить в моноспектакль, когда главный персонаж "взаимодействует" с невидимыми собеседниками. (Опять вспоминаю Калигулу с Хабенским.)
Резюме...
Интересная, глубокая, захватывающая роль Филиппова. Несколько интересных "поддерживающих" ролей.
Больная (для меня) сейчас тема, проняло, пробрало, зацепило... подбирать самостоятельно.
М.И. - удивительный актер, жаль, в Маяковке щелкают клювами и не используют толком.
Схожу на Карамазовых. Говорят, спектакль разбалансирован, но в братьев я верю, а остальное - как Бог даст.
На Советника схожу еще раз обязательно. Тем более, теперь знаю, на что не стоит расходоваться, привычно отслеживая всех.

театр Эрмитаж

Previous post Next post
Up