"Одна абсолютно счастливая деревня" Мастерская П. Фоменко

Dec 01, 2009 02:02

Общие впечатления, потому что подробно о спектакле говорить сложно. Или обо всем и по "этюдам", или... общие впечатления.:)
Жила-была одна абсолютно счастливая деревня. Жила - поживала, работы справляла, любилась, детей наживала, как деды и прадеды положили. И была эта деревня счастлива не потому, что в неё ткнул перстом Господь наш Боженька, и случился в ней локальный рай на земле. Нет! Была она счастлива гармонией, слиянием с окружающим миром. Антропоморфизмом, когда и коровушка, и пугало огородное, и колодец с журавликом - на равных, соседи и сотоварищи. Когда каждый день звенит на разные голоса, когда каждый голос сливается в многоголосье. Когда мир - песня. С ней и за девками ухаживать, и бельё стирать, и полоть, и думу думать. Когда поется, как дышится. А еще она была счастлива определенностью и ясностью. За весной - лето. За летом - осень. Посеяли - сжали. Посадили - пропололи - убрали. Полюбили - поженились - детей нарожали - жизнь честно в трудах и заботах прожили - упокоились с миром. Абсолютно счастливая деревня, каких и не бывает, наверное. Не было в конце тридцатых.
А потом грянула война и столкнула два мира: мир простых «маленьких людей» и мир «военной машины». И принялась выкашивать мужчин. И тех, кто уже успел хоть что-то повидать, жениться, оставить после себя кровиночку - Михеев (Цыганов). И тех, кто едва-едва на ноги встал, о девушках недолюбленных мечтает - Куропаткин (Моцкус). И косила «военная машина» «чужих» и «своих». «Чужих» - ясное дело почему. А «своих» - чтобы покрыть личное командирское головотяпство. Прикрыть задницу, свалить на крайнего - бессловесного и безответного. Расстрелять и рапортовать, уря, мол, уря, виновник найден и наказан. (Пронзительнейшая сцена! Парадоксальная, абсурдная, почти смешная и жесткая.)
И противопоставлением бездушной и аморальной армейской махине - широта души и истинная доброта «абсолютно счастливой деревни» - людей, живущих на земле, в единении с землей - природой - окружающим миром. Франц (Любимов)- пленный немецкий солдат, вызволенный из лагеря на подмогу Полине (Агуреева), приживется, станет своим, а потом займет место погибшего Михеева. Политики мутят воду, заваривают кровавую кашу, а простые люди всегда могут понять друг друга.
Мораль? РАссЕЯ на крестьянстве стояла, деревней крепка. В деревне истоки, память предков, корень жизни. (Вспоминаем прозу деревенщиков.)
Спектакль состоит из сценочек - этюдиков - зарисовочек. Он и максимально достоверен, и одновременно условен. Река, в которой бабы «моют» белье, в которой плещется Полина, это и тазики с водой, и бесконечное голубое полотнище, причудливо наматываемое главной героиней. Извечные деревенские лужи - тазики с водой. Нежелающий заводиться трактор - деревянный ящик, из которого торчат ноги тракториста - детали машины, а потом появляются клубы дыма. Мостки - и мостик, и тропка между луж, и поле, и… все что угодно. Решето на канатах - и спальное место солдатиков, и райское облачко, с которого Михеев обратится к молодой вдове, советуя не оставаться вековухой, а найти нового мужа.
Песни, звукоподражание - атмосфера деревни. Рассказывать трудно, потому что хочется подробно описывать и сцену за сценой. Нереально!
Светло, нежно, свежо, по-хорошему наивно и очень искренно. Чистая нота. Незагаженный кусочек мира, пласт души. Уходишь и уносишь с собой память об «одном абсолютно счастливом вечере».
(Младшего пробрала история Куропаткина. Для него она стала самой сильной и яркой точкой спектакля.)
/Если честно ничего не ждешь, уверен, что день будет эмоционально пустым (в лучшем случае), можешь получить неожиданный подарок. От щедрот. Ни за что. Жить любопытно./

театр мастерская П Фоменко

Previous post Next post
Up