Мир - храм, с вытянувшимися параллельно полу "стволами" органных труб, зеркальными стенами, винтовой лестницей не то в небо, не то в преисподнюю, многодверной перегородкой - обманкой, (то она непроницаемо черная, что скрывает - поди, догадайся, то прозрачная и, право слово, лучше бы уж оставляла свои тайны при себе). Мир - наш, земной, жутковатый тоталитарный мир полнейшего абсурда. А быть может это уже не наш мир? Может быть это уже вотчина сатаны? И Инспектор (Верник) не думает прятать черные крылья. И охранники(Миллер, Фомин) - в шинелишках с выдранными с мясом рукавами - смахивают на мелкую нечисть. И даже у белоснежной Лени (Сексте) - помощника адвоката из-под беленькой кофты спускается по белоснежности юбки черненький "ласточкин хвостик". А Адвокат (Миллер)! Ооо, Адвокат - "белый и пушистый", с "чистыми руками" (мохерово-пушащаяся ткань, белые перчаточки с белыми ногтями - чтобы вцепиться и ничего своего не упустить(?)), но в черных кругленьких очечках. Кот Базилио. Слепец "по-рассудку", слепец по добровольному самосохраняющему выбору, символ слепой тоталитарной адвокатуры.
А тачка - гроб. Она и кровать. Она и шкаф. Она и стол. Она и ложе, на которую студент-подающий-надежды завалит и оприходует на-все-согласную-слабую-на-передок-и-им-же-добивающуюся-всего-для-мужа-и-себя Прачку. Она (тачка, а не Прачка:)) и место исполнения приговора - на ней примет смерть от органной трубы Йозеф К (Хрипунов).
Мир - перевертыш. Одни и те же актеры играют разных персонажей. Пространство шкодствует. Квартира Йозефа или кабинет следователя? И был ли Йозеф в кабинете? А может ему лишь приснилось?
Акценты смещаются. Страстный протест Йозефа, произносимый под страстное пыхтение сексующейся парочки. Страсть... смешно? Страсть...жутко? Откровения Блока(Угрюмов)... Смешно или страшно? Показательное "размазывание" Адвокатом старого клиента (Блока)... Порка незадачливых вымогателей малой мзды... Смешно или страшно? Притча о привратнике, охраняющем дверцу, ведущую к Закону, рассказанная Священником (Плотников)... Не смешно. Вот тут - точно не смешно. И директор канцелярии - маленький фюрер (Германова) абсурдного тоталитаризма - смешно или страшно? А тут зависит от того, где ты находишься. Внутри ситуации или вне её. И от того, понимаешь ли насколько условна граница между...
Спектакль, в котором от смешного до страшного четверть шага. На невиновных, имя которым - легион, уже много лет кто-то собирал подробное досье. Ты можешь заснуть среднестатистическим законопослушным и вполне успешным гражданином, а проснуться подсудимым, для которого немыслимо получить полное оправдание. Можно лишь или затягивать дело, или добиваться предварительного оправдания, чтобы жить под вечным страхом, чтобы годами ощущать веревку на шее, слышать посвист падающего топора.
Так и тянет вспомнить Камю. Все виновны. Все в процессе. Все умрут. По всем отскорбит Бах, потому что... ПОТОМУ ЧТО и все.
Спектакль увлекательный. Спектакль подразумевающий активную мыслительную работу зрителя. Спектакль, который хорошо бы посмотреть минимум раза два, потому что в нем много интересных символов, "загадок", которые хочется разгадывать, ладно, хоть бы все отловить и запомнить. Например, нууу... почему у всех героев прореха по шву - "линейный разрез" на спине, кое-как прихваченный ниткой?
Спектакль "богатых" актерских работ, интересных взаимодействий. (Кстати, Миллер, Сексте, Угрюмов, Германова, Плотников,Фомин - мне давно интересны. К Вернику всегда была равнодушна, но здесь он мне понравился. А Хрипунова запомню.)
Спектакль, заставляющий вспоминать и ассоциировать.
Спектакль, после которого опять дорога в Табакерку.
А еще... Еще пойдешь и купишь "Процесс" в покетбучном издании. (Потому что сумка неподъемная.)
Я бы поговорила о спектакле, там есть о чем думать, что обсуждать, но помня, обычно если сразу не напишу, то потом виг-вам, оставляю (скорее всего) до второго "заплыва".
А еще... я теперь "Отцы и дети" ждать буду.:)