(no subject)

Oct 20, 2011 15:05

На днях посмотрела фильм «Елена» режиссера Андрея Звягинцева. Выходя из кинотеатра с кучей мыслей в голове, я поймала себя на мысли, что это лишь подчёркивает тот колоссальный талант, которым бесспорно обладает Андрей Звягинцев. Он снял фильм так, как это действительно бывает в жизни. Нет никакой глобальной справедливости. Совершивший зло человек зачастую не несёт никакой ответственности, кроме как моральной, да и то не всегда.
Этот фильм своего рода притча. Перед нами супружеская пара "за шестьдесят". Елена и Владимир познакомились десять лет назад, но поженились только через восемь лет. И вот эти два года Елена выступает в роли послушной домашней прислуги, которая периодически выполняет супружеский долг и общается с мужем по утрам. Владимир, заработавший за свою жизнь на шикарную квартиру в Москве, дорогую иномарку и прочие прелести богатой жизни, достаточно скуп на деньги для всех кроме своей дочери Катерины. У Елены также есть сын Сергей от первого брака, у которого двое детей, жена, ни копейки за душой и куча пива в холодильнике. Елена постоянно помогает своему сыночку деньгами. Всё бы ничего, жили бы они так и дальше, если бы не срочная нужда в деньгах. Сын Сергея Саша, который является обычным гопником, никак не может поступить в университет, а идти в армию не хочет. Елена просит денег у Владимира, но тот обоснованно отказывает в помощи, говоря в очередной раз о том, что не собирается содержать бесхребетного сына Елены. В это же время Владимир попадает в больницу с инфарктом. Его дочь, циничная девица, с неохотой навещающая его в клинике, вдруг оказывается герою ближе, чем сердечная жена, готовящая ему по утрам идеальную овсянку и пичкающая по расписанию лекарством. После выписки домой он решает написать завещание, по которому всё его имущество уйдет Катерине, которая хоть его особо и не любит, но всё-таки является его дочкой, а Елене достанется пожизненная рента на квартиру. Вывод: Елена остаётся без источника высокого финансирования для того, чтобы помогать семье. Что делает скромная и тихая до этого Елена? Она решает отравить мужа, подсыпав ему двойную дозу «Виагры», которая спровоцирует в дальнейшем сердечный приступ. А дальше всё как по сценарию - деньги делятся пополам между дочкой и Еленой. Семья Елены благополучно переезжает из окраин Москвы в шикарную столичную квартиру, сидит у телевизора, пьёт чай, пиво и жуёт орешки. Идиллия.
История, рассказанная в киноленте, до ужаса тривиальна и до безумия бесчеловечна. Бесчеловечна не только потому, что жестока, но и потому, что людей в ней действительно нет. Все герои картины, как мудро замечает кто-то из них, - это «недочеловеки», плоды «гнилого семени».
Страшно то, что фильм объективен. Автор не показывает своего отношения к героям. Он просто показывает всё так, как есть на самом деле. «Куда идём мы?» - вопрос, не покидающий меня после просмотра «Елены». Над ответом стоит подумать. Картина Звягинцева настойчиво убеждает нас в такой необходимости.
Previous post Next post
Up