Автор статьи: lessio, Алексей Молов (К сожалению, блог его сейчас не работает, поэтому ссылку ставить бесполезно)
Образование и уж особенно в нашей стране далеко от идеала. Кто-то считает, что нужно облекать обучение в новые технологии. Кто-то думает, что все дело в устаревших принципах нацеленных только на промышленный бум начала прошлого века. Кто-то винит учителей, кто-то государство.
Обучение большая тема и в ней очень много неоднозначных и сложных моментов. Я лишь хочу затронуть всего одну особенность.
Если вы присмотритесь, в реальности взрослые люди делятся всего на две группы: специалисты и предприниматели. Конечно, любое деление вызывает вопросы и в первую очередь показывает исключения. Ясно, что безработные и не специалисты, и не предприниматели. Понятно, что есть те кто вообще никогда не работал, есть пенсионеры. Это неважно. Важно лишь то, что все кто в данный момент работают, они либо владеют своим делом, либо работают по найму. Третьего варианта нет. Министры, президенты, депутаты тоже работают по найму. Их нанимают люди в стране. Так что и государственная служба - это тоже работа специалиста по найму.
Нет ничего плохого в том, чтобы быть специалистом в своем деле. Наоборот, это отличный выбор. Достичь профессионализма - это круто. Нет ничего плохого и в том, чтобы быть предпринимателем и иногда с упорством осла падать, терять все, снова подниматься и снова выстраивать свое дело и достигать высот. Это отличный выбор.
Проблема в том, что специалист и предприниматель думают совершенно по разному. Для специалиста нужны иногда абсолютно иные умения и навыки, чем у предпринимателя. Специалист должен уметь работать в команде, должен быть исполнительным, должен быть погружен в свою область и до мелочей понимать ее. Предприниматель напротив, совсем не обязан знать все нюансы дела, не особенно должен уметь работать в команде, да даже не должен просыпаться в семь утра и приходить на работу в девять. Предприниматель обязан отлично управлять людьми, понимать их, мотивировать, обучать. Специалист же может вообще не знать, что такое управление командой. У него нет в этом никакой необходимости, его дело быть профессионалом и в этом его ценность.
Современное образование ни в одной стране мира не различает специалистов и бизнесменов. В развитых странах доходит вообще до крайностей. Там прямо со школы пытаются сделать из всех "лидеров". А как же те кто хочет быть специалистом? Зачем им быть лидерами и вбивать в себя то, что потом сыграет для них злую службу. Им нужно быть профессионалами, а не лидерами.
С обучением предпринимателей все обстоит еще хуже. Вроде как их тоже учат быть лидерами, но в итоге в институтах все равно готовят на специалистов. Лишь только после окончания обучения и нескольких лет работы у них есть шанс пройти MBA, сломать себя, изменить и наконец самостоятельно научиться быть предпринимателем.
Что мы имеем в итоге. Неутешительную картину. Специалисты, вышедшие из институтов, вынуждены переламывать себя когда поступают на работу. Во-первых, им приходится заново обучаться, так как в институтах их готовили ко всему. Во-вторых, им нужно убивать в себе лидеров, им нужно учиться исполнительности, развивать навыки командной работы.
Предпринимателям же нужно вообще отбросить все годы обучения и начинать с чистого листа, если конечно они сразу не догадались бросить институт и не уберегли себя от вредительских знаний.
Конечно, я сгущаю краски. Потому что, если хочешь быть предпринимателем то нет особой проблемы фильтровать знания и больше уделять тем предметам где учат управлению людьми, психологии, мотивации и прочим полезным для будущего бизнесмена умениям. И для потенциального специалиста нет проблемы полностью погрузиться в профессию и во время учебы отбрасывать лишнее.
Но зачем такие сложности и такая путаница? Зачем столько фильтров и ограничений? Почему будущий бизнесмен должен мучаться с химией в школе, и из-за двоек по ней иметь огромные проблемы с аттестацией?
Современная психология позволяет в очень раннем возрасте понять что человек хочет и какой путь он выберет. Иногда даже в пять лет можно определить, будет ли ребенок специалистом или станет предпринимателем. Но если не в пять лет, то даже в старших классах такое определение значительно повысит качество обучение и даст огромный старт.
Если предпринимателя готовить со школьного возраста, обучая управлению людьми, психологии, умению решать проблемы, преодолевать кризисы и смотреть на мир глазами бизнесмена. Это значит, что уже в совсем молодом возрасте, он станет эффективным и сможет практически сразу создавать рабочие места, создавать новые предприятия. Он уже будет готов к этому.
Специалистов тоже нужно готовить со школы. Не нужно детей водить на десять кружков, а потом смотреть что из этого выйдет. Это до ужаса не эффективная и бесполезная стратегия. А главное совершенно не интересная и не увлекательная для самого ребенка. Если уже со школы готовить специалиста, то после института ему не прийдется быть зеленым новичком без опыта и без знаний. Он сразу сможет работать и сразу будет эффективен.
Получается с одной стороны все твердят о том, что каждый человек индивидуален, с другой всех смешивают воедино и без разбора. Дают знания, а там как пойдет и пусть студент или школьник сам фильтрует и выбирает, что ему пригодится. Естественно, никто не знает что ему пригодится и всю жизнь пробует то одно, то другое, так и не найдя свое дело и прожив жизнь не особо заполнено. Лишь единицы, которым повезло с воспитанием или так сложились звезды, находят достаточно рано свое призвание. И обратите внимание, те кто рано нашли свое, обычно становятся выдающимися специалистами или предпринимателями. Я за то, чтобы как можно больше было таких выдающихся людей и есть лишь один верный способ им в этом помочь: как можно раньше определить кем они будут. Хотя бы на уровне специалист или бизнесмен. Это уже огромное дело.
[
Оригинал сообщения на LanKing.name ]