Недавно в разговоре, между делом, я услышала: «А кстати, знаешь, Онода недавно умер». К своему стыду, я нифига не знала, кто такой Онода и тогда мне рассказали потрясающую историю. Если вдруг кто-то тоже не в курсе - смотрите
тут История меня совершенно очаровала и поэтому я с интересом почитала в сети его мемуары. Точнее отрывки, полностью книга на русском не издавалась, насколько я поняла. Кое-что нашлось вот
тут Для меня в этой истории интересно не только (и не столько) то, как он выживал все эти 30 лет, сколько то, что все эти годы он ВОЕВАЛ. Понимаете, то есть не просто сидел в джунглях, пережидая пока все закончится, а реально воевал! На его счету 30 трупов и более 100 раненых. То есть по сути, по законам мирного времени - убийца и бандит, но при этом… герой, черт побери! И слово герой я, заметьте, пишу без кавычек. Меня всегда гипнотизировали такие вещи. Много лет назад я примерно так же залипла на историю главы виленского юденрата Якова Генса. И вот сейчас я сижу и пытаюсь разобраться, что же общего в этих двух совершенно разных и никак не пересекающихся историях. На что именно я так залипаю, что даже для себя не могу это сформулировать, хотя каким-то шестым чувством знаю, что это все об одном. И почему оно так во мне откликается? Про Генса я нашла тогда очень мало информации. Основным источником (и стимулятором моей поисковой активности )) стал фильм Лилии Вьюгиной «Мне не страшно». По российскому телевидению он шел под другим названием - «Тайна виленского гетто». Вот
тут его можно посмотреть. После фильма я прочитала много всего про юденраты, но конкретно про Генса, про него как личность, информации практически не было. Тогда я пришла к своему другу историку и попросила его рассказать мне все, что он знает о Генсе. Поскольку человек давно и плотно изучает (и даже преподает) тему Холокост, мне казалось, что сейчас он выдаст мне кучу информации. Он очень удивился: - Почему тебе интересен именно Генс? Таких много было. Якшался с фашистами, еще и торговался с ними… коллаборационист. Я офигела: - Да ты что, какой же коллаборационист??? - Ну хорошо, это я погорячился, конечно. Я просто к тому, что личность совершенно однозначная, не понимаю, чем он мог тебя заинтересовать. Забавно, что и потом, показывая фильм своим друзьям, я понимала, что видимо то, что взволновало меня, совершенно неинтересно для других. Похоже, я просто спроецировала на Генса каких-то своих тараканов. Видимо так же, как сейчас проецирую их на Оноду. Так вот главная и, пожалуй, самая яркая черта, которая сближает этих двух людей, это то, что оба они обладали исключительным бесстрашием и исключительным чувством долга перед своим народом. В обоих чувствуется несгибаемый внутренний стержень, готовность умереть за то, что они считают важным. Но при этом, оба живут в своей реальности, которая имеет мало общего с реальностью объективной. Более того, они настолько глубоко ушли в свою реальность, что все события, которые происходят вокруг них, они прекрасно туда встраивают. Воображение работает на полную катушку, а логика меж тем сбоИт, зажатая со всех сторон этим самым воображением. В случае Генса - это трагедия в чистом виде, в случае Оноды - скорее драма с элементами комедии. Некоторые моменты меня просто восхитили! Например, история с поисковым отрядом 1972 года. В числе поисковиков были сестра и брат Оноды, которые пытались по громкоговорителю уговорить его выйти из джунглей. Собственно, старший брат Оноды уже до этого был задействован в поисковом отряде 1959 года, но тогда, видимо из-за плохой слышимости, Онода решил, что кто-то имитирует голос брата, а группа на самом деле прибыла не из Японии, а из американской разведки. То есть происки врагов это все. И вот, в 72-м ситуация меняется, слышимость отличная, голоса совершенно определенно принадлежат брату и сестре и игнорировать эти факты уже невозможно. То есть реальность настолько уплотняется, что уже не втискивается в эту его субъективную картинку мира вот просто ни одним местом! Ко всему прочему, на месте гибели Кодзуки он обнаруживает записку, написанную рукой брата, в которой тот умоляет ответить ему, написать хоть пару слов. И вот дальше самое интересное: совершенно великолепно его сознание сопротивляется признанию этих новых фактов. Он решает, что да, поисковая группа действительно отправлена японцами, но поиски - это лишь предлог для детальной разведки острова и выяснения настроений островитян, с целью переманить их на свою сторону. То есть понятно, да? Война продолжается, прилетели разведчики и он как-бы становится частью их плана. Призывы выходить в этом контексте значат как раз таки обратное: «Прикрой нас, сиди подольше, отвлеки внимание!» Что он и делает. Прекрасно, не правда ли? В довершение всего одна деталь, над которой я просто ржала в голос. Он таки пишет брату ответную записку, потому что он очень соскучился, потому что ему очень хочется выйти и увидеть его, но он же не может этого сделать, ведь это поставит под удар всю операцию, которая в его мозгу уже стала объективной реальностью и приобрела устойчивые очертания. И он пишет брату и всему поисковому отряду ободряющие слова, что-то типа того, что «Не волнуйтесь, друзья, я понял вас. Я спрячусь так, что вы меня не найдете, так что выполняйте свою задачу спокойно, исследуйте остров вдоль и поперек». Я, конечно, немедленно экстраполировала эту историю на жизнь вообще и на свою жизнь в частности. Прямая же аналогия. Ржала сквозь слезы, короче))
С Генсом все сложнее и трагичнее. Многие, даже те, кто относился к нему лояльно, говорят, что он был слишком самоуверен. И цена этой самоуверенности - жизни людей. Я же склоняюсь к тому, что не самоуверенность была тому причиной, а все то же неумение вместить в свою картину мира объективную реальность. Кроме того, есть один момент, в котором Генс и Онода настолько несхожи, что как-будто находятся на разных полюсах. Генс принимает на себя всю ответственность за происходящее. Абсолютно всю, в том числе и чужую. Я даже боюсь представить, какую тяжесть и бесконечное, экзистенциальное одиночество наверное испытывает человек, взваливший на себя такую ношу. Это безусловно отнимает силы и в конце концов неминуемо разрушает человека. Это функция Бога, человеку она не по силам. Онода же наоборот, чувствует себя винтиком в огромной машине. Важным винтиком, но ведь он ничего не решает сам, он просто выполняет приказ. И это делает его непобедимым и неуязвимым. Это придает силы. Мне сложно это понять. И немного страшно об этом думать. У Саймака в одном из романов были такие представители внеземной цивилизации, исключительно высокоразвитые, колесники назывались. Земляне испытывали к ним какое-то странное, необъяснимое отвращение, смешанное со страхом, потому что притом, что колесники вроде бы были милы и дружелюбны, но они были настолько непохожи на землян, настолько что-то чужое и неведомое в них было, что землянам становилось не по себе. Колесник представлял собой такой сосуд, что-то вроде аквариума из прочного и упругого материала, водруженного на колесики, а в аквариуме роились неизвестные насекомые. Тысячи насекомых. То есть такой ульевый конгломерат. Это было практически неуязвимое существо. В конце романа, кстати, выяснялось, что интуиция-то не подвела - колесники и есть главный и единственный враг. Там был еще такой интересный момент, что у колесников не было имен. То есть, прилетая на Землю, они выдумывали себе какие-то имена, чтобы землянам было проще с ними контактировать. А на своей планете имен у них не было, равно как и других каких-то средств индивидуализации. Вот мне почему-то кажется, что в людях, ведущих себя как винтики (точнее ощущающих себя таковыми) есть что-то от колесников. Онода с одной стороны вызывает у меня бесконечное уважение, но с другой… меня аж подташнивает, когда я пытаюсь проникнуться этим его мироощущением.
При всей двойственности, обе эти личности вызывают у меня восхищение. И сейчас, пока писала все это я, кажется, поняла почему. Понятие воли человека очень многогранно, но тем не менее вполне определенно. Сильная воля - вот то качество в людях, которое меня неизменно завораживает, видимо потому, что сама я им не обладаю. Впрочем, мне, наверное, и не нужно особо… Я же деееевочка, мне положено быть мягкой и гибкой. И хотеть платьишко))) Хотя и это у меня не ахти как получается.