Музыкальная dramma giocoso («весёлая драма») в 2 действиях.
Либретто: Джованни Бертати (итал.).
Персонажи: Джеронимо, богатый купец; Элизетта, его старшая дочь; Каролина, его младшая дочь; Фидальма, его сестра богатая вдова; Паолино, юный бухгалтер Джеронимо; граф Робинзон.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Место и время действия: Болонья, "Times New Roman";mso-ansi-language:EN-US;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">XVIIImso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:
RU;mso-bidi-language:AR-SA"> век.
I действие
Тайно обвенчавшись, Каролина и Паолино скрывают свои отношения. Они боятся гнева Джеронимо, мечтающего выдать дочерей за знатных людей и изменить своё положение. Ловкий Паолино хочет сыграть на тщеславии купца. Он разыскал обедневшего графа Робинзона, который может за богатое приданое жениться на Элизетте. Паолино вручает ошалевшему от счастья Джеронимо письмо о скором приезде графа. Поднимается кутерьма. Фидальма поддерживает Каролину в споре с Элизеттой: в браке главное не титул, а душа. Однако надежды Каролины на её помощь тут же рушатся. Вместо союзницы в лице тетушки она находит соперницу: богатая вдовушка влюблена в Паолино и ждёт взаимности. Приезд графа Робинзона обостряет ситуацию, так как из трёх женщин ему больше всех нравится Каролина, а не Элизетта. Страдающий Паолино пытается склонить графа на свою сторону и терпит неудачу. Робинзон в свою очередь не понимает, почему смущенный юноша не хочет помочь ему жениться на Каролине. Решившись просить заступничества графа перед отцом, Каролина слышит признание в любви и вынуждена обороняться. Застав их, Элизетта поднимает скандал, где каждый пытается объяснить конфликт по-своему.
II действие
Граф соблазняет Джеронимо предложением: он отказывается от Элизетты вместе с половиной приданого ради женитьбы на Каролине. В поисках помощи Паолино получает от Фидальмы новый удар: вдовушка предлагает жениться на ней. Вбежавшая Каролина нежно приводит Паолино в чувство. Фидальма же трактует его обморок как следствие своей неотразимости, и теперь уже Паолино приходится успокаивать любимую. Робинзон безуспешно уговаривает Элизетту отказаться от брака: ему не помогает даже признание в многочисленных пороках. Выведенный из себя граф объявляет о разрыве. Объединившись против обшей соперницы, Элизетга и Фидальма требуют, чтобы Джеронимо отправил Каролину в монастырь. Купец не может ослушаться сестры, от капиталов которой зависит его благосостояние. Его решение приводит Каролину в отчаяние, и Паолино предлагает ей бежать. Расчувствовавшийся граф хочет как-то помочь девушке, но ревнивая Элизетта перехватывает его ночью у комнаты сестры, готовящейся к побегу. Встревоженная Элизетга поднимает домочадцев: граф пробрался к Каролине! Однако Робинзон выходит из своей комнаты, а юная пара - из комнаты Каролины, признаваясь во всём. Возмущению Джеронимо нет предела. Но великодушный граф успокаивает его и примиряет всех: он женится на Элизетте. К общему ликованию Джеронимо благословляет тайный брак.
Комментарий
«Тайный брак» - настоящая опера-buffa... так и хочется самому принять участие в ее диалоге... Это творения. в которых человек более всего приближается к совершенству» (Стендаль). Шедевр Чимарозы - вершина итальянской комической оперы XVIII века, с которой прекрасно виден Россини, высоко ценивший это произведение: «Чимароза заключил тайный брак со "Свадьбой Фигаро", от которого родился "Севильский цирюльник"» (Ганслик). Особенно это касается замечательных ансамблей, фокусирующих интригу в групповых портретах героев: квартет и финал I д.‚ блестящий дуэт двух басов (прообраз россиниевских), дуэт Фидальмы и Паолино, а также финал II д. Образец эстетики buffa «Тайный брак», разумеется, не может соперничать со «Свадьбой Фигаро» Моцарта (1786) - лирической комедией, стирающей границы buffa. Но лирическая палитра «безумного дня» Чимарозы тонко ретуширует комизм действия (дуэты Паолино и Каролины в начале I д.‚ ария Паолино во II д. и др.). не избегая даже драматических тонов (квартет в I д.‚ ария Каролины во II д. ). Обогащая жанр, композитор тонко слышит эпоху с ее новыми настроениями сентиментализма и желанием придать гибкость классицистским установкам. В шедевре Чимарозы «есть та настоящая легкая золотая окраска. которая единственно подходит для музыкальной комедии... всё в этой музыке бьёт ключом и переливается жемчугами так легко и радостно, что слушателю остается только наслаждаться» (Ганслик).
Михаил Мугинштейн. Хроника мировой оперы.