Сколько брать за заказ?

Jun 14, 2011 22:38

Пост написан исключительно для для группы http://vk.com/motiongraphics



Заранее извиняюсь перед теми кто в курсе и у кого все и так прописано от и до, вам можно это сообщение
не читать, так как написано это для молодых и неопытных.

Начнем с того, что каждый отдельный заказ стоит по-разному. Нет какой-то универсальной цены, которую
вы можете предоставить клиенту, если только вы не снимаете клипы по шаблону или свадьбы,
где чаще всего таксу регламентирует уже устоявшийся рынок.

Итак, вы начинающий фрилансер и хотите зарабатывать на моушен дизайне, делать музыкальные клипы, видео-рекламу,
вирус, презентацию и т.д. К вам обращается клиент и вы не знаете какую сумму предложить,
с одной стороны не хотите спугнуть клиента, с другой обидеть себя, как поступить? Все очень просто.

Чаще всего клиент сам не знает толком сколько стоит его заказ, за исключением тех случаев когда вы работаете
с фирмами по договору у которых уже изначально прописан бюджет на тот или иной проект.
Стандартный вопрос заказчика: сколько мне это будет стоит? - не имеет готового ответа.
Ровно до тех пор, пока вы не ознакомитесь с подробным ТЗ (техническое задание, творческое задание)
в котором уже все должно быть прописано от и до. Всегда просите подробное ТЗ и ни в коем случае
не начинайте работе без него. Клиент должен вам не просто объяснить все на словах (что разумеется хорошо
- чем больше информации тем лучше), но и прислать документальное свидетельство - четко прописанное по пунктам ТЗ,
в будущем именно эта переписка по почте и будет вашей защитой в случае если клиент начнет «ебать мозги».

Любые отклонения от ТЗ это дополнительная работа и должна оплачиваться отдельно. Были случаи
когда клиенту все нравилось до 90% готовности проекта, а перед самой сдачей он решал все переделать
- считайте это заказ номер 2 и оплачивается он отдельно, по заранее оговоренным условиям.

Допустим вы получаете на руки более ли менее внятное ТЗ (сценарий), теперь очень важно его досконально изучить.
Клиент часто уповает на хронометраж, мол 10 секунд это мало и платить много за них он не будет.
Это стандартное заблуждение которое не должно вас смущать, потому что практика показывает, что даже 10 секунд
(например анимации) могут превратится в недели трудоемкой работы. Клиент не имеет представления
по трудо-затратам и является заложником стереотипов и заблуждений, это нужно учитывать и по-возможности
объяснить ему, что небольшой хронометраж не спасет его кошелек, если он хочет по-настоящему качественный продукт.

Например, сделать 10 секунд анимации одного персонажа это 4 часа работы,а сделать батальную сцену
с красивой дракой 10 персонажей это те же 2 недели работы. Клиент этого никогда не поймет и если
его глупость и настырность возьмут вверх над рассудком и он начнет давить, лучше послать такого клиента...
искать утешение в другом месте.

Допустим клиент все понял, выслал подробное ТЗ и ждет от вас решения - сколько это будет ему стоить?
Цена каждого проекта целиком и полностью зависит от ТРУДО-ЧАСОВ. После глубокого и тщательного ознакомления
с ТЗ вы должны иметь представление сколько вы потратите на производство времени.
Именно эти часы и оплачивает клиент, а не столько саму работу. Если вы еще только учитесь и толком
ничего не знаете, то это другой случай, мы говорим о реальных проектах выполнение которых оплачивает вашу жизнь.
Допустим работа займет у вас месяц - сумма которую вы запросите должна полностью окупить месяц вашего
существования: еду, передвижение, интернет, проживание и.д. Возможно кому-то это покажется нелепым,
но это действительно так; сегодня вы живете у родителей, завтра вы будете должны содержать самого себя (семью).
Поэтому всегда цена проекта зависит от ваших естественных потребностей, +% за срочность +% за сложность проекта.
Одно дело сделать простенькую видео-рекламу, другое - интерактивную презентацию с выводом «живых» экселевских
таблиц на экран 9800х2000px, что потребует еще и подключение грамотного программера.

Предположим некая сумма у вас уже образовалась, теперь в нее мы добавляем стоимость звука,
который заказываем отдельно и желательно у проверенного профессионала, не стоит экономить на звуке.
Ко времени, которое вы потратите на производство добавляем от 20% до 50%, это позволит избежать факапов
(по-русски: «пиздеца по срокам»). Всегда, при желании, успеете сдать проект раньше оговоренных сроков,
но перестраховаться нужно, это будет вашей воздушной подушкой.

Золотые правила: всегда делаем резервные копии. Всегда сохраняем оригиналы. Всегда ведем переписку по почте
(документальная фиксация будет вашей защитой в возможном гипотетическом суде, всякое может быть, нужно перестраховаться).
Всегда делаем архив проекта и храним неограниченное время (читай: всю жизнь).
При сдаче проекта клиенту делаем две резервные копии и одну виртуальную (например народ-диск).
Никогда не при каких обстоятельствах не «дружим» с клиентом, как показывает практика холодный расчет
быстро остужает пыл заказчика когда дело доходит до оплаты. Всегда просим предоплату от 30% до 50%.
В портфолио выставляйте только самое лучшее, не надо себя жалеть и показывать объемы того что вы уже сделали.
Зарегистрируйтесь на всех возможных виртуальных кошельках.
Репутацию зарабатывают долго, а теряют быстро - помните об этом.

(В комментариях прохаванные хантеры могут дописать)

В случае если это ваша первая работа с заказчиком и существуют реальные перспективы дальнейшего сотрудничества,
первый заказ можно сделать намного дешевле рыночной стоимости - как бы подсадить клиента на вас.
Срабатывало не однократно.

Я еще раз извиняюсь перед теми, кто все это давно знает и был вынужден прочитать, не будьте эгоистами
в этой группе множество начинающих-будущих специалистов для которых многое станет открытием.
Пусть лучше учатся на наших ошибках и развивают мультимедийный рынок, ведь именно для этого
и создавалась эта группа - воспитание новой плеяды, вопреки западным и восточным конкурентам.

Помните: ваша работа это ваш хлеб, не бойтесь требовать положенную вам оплату, это те деньги
которыми в будущем вы будете оплачивать, например, детский садик своему ребенку.
Не лишайте себя профессионального достоинства, клиенты приходят и уходят, а вам жить дальше.

Спасибо за внимание, мы замечательная группа.

дети, фриланс, freelance, adobe after effects

Previous post Next post
Up