"Если поколенья на коленях поголовно…".

Oct 10, 2023 11:05

Позволю себе сэкономить на разъяснениях, почему "Курьер" это "поколенческий фильм", а "Асса" это "культовый фильм поколения" и это разные вещи.
Советская молодежь восьмидесятых (последняя советская молодежь в истории), ну или продвинутая часть этой молодежи, представляла собой уникальный композит просто запредельного нигилизма и очень трогательного романтизма - никогда ни у кого такого больше не видел. "Курьер" это кинопамятник нигилистической половинке того поколения, а "Асса" - кинопамятник романтической половинке. С годами "Курьер" мне стал казаться намного более удачной кинопостановкой выбранного феномена, у "Ассы" с ее феноменом получилось хуже, хотя в молодости я думал наоборот.
Спросил давеча студентов, видел ли кто-нибудь "Курьера"? Никто не видел. И не слышал тоже никто.
Ну это неудивительно. Я задал вопрос, который задаю студентам уже лет 15-20. А у вас есть какой-нибудь "поколенческий фильм", чтобы вы смотрели и чувствовали, что вот прям про вас, про вас и обалденно точно снято? После некоторой паузы, взятой на размышление, мне сказали, что нет.
С тех пор как позабылся сериал "Школа" Гай Германики, то есть примерно десять лет, мне все так отвечают. Редко-редко кто-нибудь назовет фильм "14+", но я его тут же отмету, ибо он про подростков, а вопрос про "поколенческие фильмы" молодежи. В недавние годы я советовал молодежи малоизвестный фильм "Еще один год". Если кто смотрел, то подтверждал потом, что да, есть там правда жизни молодежи 2010-х, а может и начала 2020-х. По крайней мере, бытовая правда жизни. Сериал "Пингвины моей мамы", где один из героев (Гоша), вроде бы как должен был предстать "Холденом Колфилдом 2020-х" почему-то вообще никто не видел. Впрочем, Гоша тоже подросток (как и герой Сэлинджера), поэтому это тоже не про молодежь.
Спросил вчера, сами как думаете, почему вы остались без своего "поколенческого фильма"? Ответ на этот вопрос уже десять лет примерно один и тот же. Мол, раньше все поколения были внутри себя одинаковые, а мы первое поколение, которое состоит из разных, поэтому и фильма про нас быть не может. Знакомая тема. В 1980-е тоже так думали. смайл.
Старшие, с которыми говоришь про это, высказывают версию, что во времена тик-тока и сториз в инстаграме поколенческие фильмы никому не нужны. На них никто и не замахивается. Твоя ф-лента и есть поколенческий фильм. Интересное объяснение. Оно, наверное, правильное.
Но есть один пробел в новейшем российском кино, объяснить который намного сложнее. 2010-е были временем рэпа (хип-хопа), особенно 2016-2018 гг. Рэп функционально был ровно тем же самым, что рок-музыка в 1980-е. Я, преподавая политологию, давал в числе тем для коллективных докладов тему политики в современном русском рэпе. Когда слушал рассказывавших про Оксимирона, Хаски и Фэйса, всегда думал: черт побери, родился бы ты тридцать лет назад, вот так же рассказывал бы про Гребенщикова, Шевчука и Бутусова.
Но ведь новое русское кино не создало ни одного культового фильма про русских рэпперов и рэпперскую жизнь. "Розыгрыш" с камео Noize MC - это не то. И не только потому, что это ремейк фильм "Розыгрыш" (1976) с Харатьяном. Есть фильм "Газгольдер", но сами можете глянуть его рейтинг.
И это при том, что на Западе хватает мощных фильмов про это все - достаточно вспомнить "8 милю" с Эминемом. А еще "2pac: Легенда" про Тупака, ну и "Тупак: воскрешение". А еще "Разбогатей или сдохни" про 50 cent. Ну и куча всего, что я не знаю.
Почему русские рэпперы не удостоились своих "Ассы" или "Взломщика"? Ну или "Лето"? Загадка.

Возраст

Previous post Next post
Up