May 09, 2023 09:42
Роман-то, по сути, еще одни "Отцы и дети", только написанные не либералом (Чернышевский сказал бы - мондерантистом) вроде Тургенева, а вполне настоящим революционером. Эффект таких романов легко представить любому, кто участвовал в поколенческих конфликтах предыдущего века, коих в том веке было множество. Роман как бы оказывает моральную поддержку т.н. "новой молодежи" в том смысле, что живописует стремнейших родителей, на стороне которых власть, но не время (они скоро сойдут с дистанции), при этом, показывая молодежь в наивыгоднейшем свете. Роман помогает не вписывающимся в миропорядок молодым почувствовать себя не какими-то изгоями или "ошибкой природы" без шансов, а наоборот - приобрести вместо неуверенности уверенность в себе, осознать некую собственную "миссию" по исправлению мира.
Я принимал некоторое участие в "конфликте поколений" на излете СССР, поэтому могу легко вспомнить, как это работает. Только тогда вместо Чернышевского работало кино - "Асса", "Курьер", "Взломщик", отчасти "Игла" (это я вспомнил более или менее приличное, всего такого было навалом, остальное просто было фигней). Про сейчас не знаю. Просто поясню: речь идет не об обычной молодежной культуре, которая существует всегда, а о неком влиятельном "концептуальном произведении", концепт которого описан выше.
Но вот вопрос. В истории мировой культуры какое произведение можно считать первым произведением такого рода, с такого рода "поддерживающим молодежь" эффектом? Какое произведение, фабулой которого является некий конфликт поколений, но не на уровне возрастных психологических разборок, семейных интриг, как в "Подростке" Достоевского или семейных разборок по поводу денег (размеры материальной помощи, вопросы наследства), а конфликт принципиально-ценностный, со, скажем так, самоутверждаемым "всемирно-историческим смыслом"?
У русской литературы первенство в этом смысле? Или Стендаль или Флобер (я так и не осилил "Воспитания чувств"), или какие-нибудь английские или немецкие романтики первыми это сделали?
Бунт