Aug 11, 2017 05:42
"... ну и про то, что может быть названо "критическим романтизмом" у Маркса. То есть не марксистская политэкономия, а "марксистский гуманизм". "Марксистский экзистенциализм", если угодно. Это все у Маркса, что про отчуждение. Он пытался встроить это в собственную политэкономию - отчуждение в труде, отчуждение от подлинной человеческой сущности, отчуждение как обязательный атрибут капитализма... Так вот Карл Генрихович не понял, что отчуждение снимается... потреблением. Ибо потребление это не просто утоление потребностей. Потребление может разворачиваться как построение собственной субъектности, как субъектность, как жизнетворчество, как "подлинное существование". В том числе и потому, что потребление неотчуждаемо в отличие от труда. Работать можно вместе, а вот кушать мы всегда будем отдельно друг от друга. Человек может быть отчужден от результата собственного труда, но он не чувствует отчужденности от хорошего автомобиля, ипотечной квартиры, любовно и со вкусом подобранной им обстановки в этой квартире. Не чувствует отчужденности от всего, что он приобрел на деньги, которые он получил за отчужденный труд. В общем, маркетинг победил марксизм в том смысле, что победил самое симпатичное, что есть в марксизме - критический романтизм, критику отчуждения...".
PS: Интересно, что в "дефицитном СССР", где всегда надо было что-то с трудом доставать или даже созидать самому, все выше названное - потребление, как механизм снятия или хотя бы нейтрализации отчуждения - работало даже круче, энергичнее, чем при капитализме. Человек там даже более глубоко (сущностно) вкладывался в потребление, чем при капитализме.
Маркс