Романтическое увлечение фотографией конечно давно прошло, но разумеется и снимаю, и смотрю и читаю с удовольствием. И часто попадающиеся заметки про «старые объективы легендарной резкости» меня, как в некотором смысле оптика, сильно смущают.
Нет, я знаю, конечно, о старинной легенде, что все оптические схемы всех объективов придумали в Германии 1920-1930-хх годов, и больше ничего придумать невозможно. Что все они по сю пору потомки чуть ли не рудольфовского Тессара или Триплета Кука. Знаю, что «резкость» это весьма комплексное понятие, зависящее от множества факторов, от освещённости до анти-алиасного фильтра и шизоидности фотографа.
Ну вот, потратил почти полдня на только один параметр - разрешающую способность старых и новых объективов.
И вот итог - современные куски пластика дали лучший результат, чем бронированные «легендарные» стариканы.
Проверка проводилась на таблице ISO 12233, ну все её знают, вон она сверху. По линейке центральной зоны, обвёл красненьким. Распечатана на А3. Камера Canon 100D с дистанционным спуском на толстом профессиональном штативве.
Наводка на всех была вручную, с отключённым автофокусом и стабилизатором, на диафрагме 5.6. Дополнительно делались снимки и на автофокусе у кого есть, и в сравнении могу сказать, что глазом я попадал достаточно точно. Серии по каждому объективу были из 20 снимков. Результат оценивался по чёткости шкалы, обведённой красненьким. Чем больше значение, тем более мелкие линии различимы.
И получилось вот что.
Гелиос 44-2 с серийным номером более 7миллионов, год выпуска 78-й Средний результат - 10.2.
Гелиос-44М. Средний 10.7
Калейнар-5Н. Средний 10.1
Родной Кэноновский китовый EF-S STM 18-55mm. Средний 11.7
Sigma Zoom 18-125. Средний 11.6
В результате можно сделать вывод, что современные объективы по этому параметру лучше старых советских. Я намеренно взял самые рядовые, что те что эти. Понятно, что Гелиос по оптической конструкции проще современника и одноклассника Юпитер-8, Калейнар-5Н проще Таир-11, но и EF-S, и Sigma - объективы в общем-то также совершенно проходные.
То есть оптические конструкторы вместе со стекольщиками не сидят на месте, и уехали от тех древних стёкол уже достаточно далеко. Пишут что все современные не самые последние объективы имет разрешающую способность, неотличимую на матрицах менее 40 Мп. Видимо так оно и есть.
Я понимаю любителей старых объективов. Они действительно рисуют не истинную картинку, а с интересными художественными искажениями, типа ненормального боке. И если не идти в совсем экстремистскую ломографию, то и они могут доставить эстетическое удовольствие.