Сегодня расскажу о нескольких забытых и не очень забытых местах в Вологодской области, встреченных мной во время недавнего путешествия к Белому озеру.
01.
Не сказать, что в Ленинградской области нет интересных заброшенных мест, но сегодняшний рассказ не о них. Вот только “КООП Смешанный” могу показать. Рядом еще развалины большой кирпичной церкви, но они ничем не отличаются от сотен таких же, так что про эти развалины ничего не будет.
02.
Мы преодолеваем не простую дорожку между областями. Я подробно написал про нее
тут.
03.
И в Вологодской области, вместе с вновь появившейся дорогой, нас встречает деревенька Плоское. К 2002 году тут проживало 2 человека. К сожалению, не смог ничего раскопать про историю этой деревни.
04.
Крайним стоит дом, из которого человек ушел на войну и не вернулся. Такими звездочками в моем детстве помечались дома вдов, не дождавшихся мужей с войны.
05.
Дети, если они были, разъехались по городам или осваивать целину, а одинокая старушка так и провела всю свою жизнь в этом доме.
06.
Когда она умерла, похоронили тут же на погосте, он тут большой и относительно ухоженный. Дом заколотили, а когда люди ушли из деревни, дом вскрыли и вынесли все мало-мальски ценное.
07.
Не буду кривить душой. Я тоже взял из этого дома его частичку. Точнее даже наверно не его, а его жительницы. На чердаке обнаружился почти целый ткацкий станок, он теперь живет под Можайском, в отапливаемом помещении в частном “музее” одного хорошего человека.
08.
Дома в различной степени сохранности. Некоторые еще вполне годятся для жилья, некоторые почти сложились. В эти места захаживают местные рыбаки и охотники и оставляют снасти и снаряжение, чтобы не таскать с собой.
09.
Места довольно глухие, а если кто из чужих забредет, так не будет же он чужие нужные вещи брать?
10.
“Татьяна Ивановна!
Поздравляем тебя с Новым 1998 годом! Желаем крепкого здоровья, терпения и чтобы дети в Новый год были вместе с тобой!
Целуем, Толя, Поля, Эдик.”
11.
Вот, видимо, сама Татьяна Ивановна с детьми. Между прочим, за этими фотографиями специально ездили в фотоателье в Тихвин. Сейчас это 300 километров, но в те времена дорога до Ольеш скорее всего была нормальная, а значит расстояние сокращалось вдвое.
12.
Деревенские дома интересны прежде всего своими чердаками. Это я не с точки зрения копателя какого-то говорю, а с точки зрения человека, пытающегося понять жизнь в этом месте.
13.
Эта деревенька еще сохранила частицу истории своих жителей. Вот ручная мельница, там лыжи, сделанные вручную, прялки, встречаются даже вещи с не совсем понятным назначением.
14.
А еще в этой деревне делали тряпичные коврики. Почти на каждом чердаке развешаны пущенные на полоски тряпочки. Некоторые смотаны в клубок, некоторые еще не распущены.
15.
Поехали дальше. Недалеко от деревни встретилась действующая узкоколейка. Это Горбачевская узкоколейка, ей владеет Смородинский леспромхоз. Название получила от одного из населенных пунктов на маршруте - Горбачи, и к последнему генсеку никакого отношения не имеет. Тот вид, в котором она действует и поныне приобрела еще в 70-х. Возможно, эта узкоколейка доживает свои последние дни, т.к. северная часть путей уже разобрана.
16.
После некоторых приключений, добираемся в райский, после всех предыдущих населенных пунктов так и правда кажется, уголок под названием Зубово. Тут полторы тысячи жителей, несколько магазинов, ДК, школа, больница, широкие улицы, река, рядом Белое озеро и нет туристов. Зато есть отремонтированный мост через реку Шола и так и не отремонтированный Ильич, словно повстречавший Фанни Каплан с глинобитной машиной.
17.
Место это, известное под общим названием Шола, присмотрел не только я, но и купец Сукин. Тут у него был большой усадебный дом и деревянная дача в полукилометре от большого дома.
18.
Когда-то дом и правда был богатым. Он и сейчас еще внушает уважение своими размерами и оставшимися элементами. Но стоит он в разрухе, так что лучше расскажу немного про саму Шолу.
19.
Есть серьезные предположения, что это и есть сердце России. Вполне возможно, что именно здесь находился знаменитый город Белозерье или Белоозеро. Он впервые упоминается в сказании о призвании на Русь князя Рюрика, это примерно 862 год.
И всеми уважаемый Николай Михайлович Карамзин говорил, что изначально слово “Русь” относилось к территории, которая «от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска».
20.
Позже эти места назывались Белозерским княжеством и были отдельным северным государством. В конце XIV века при Иване Калите Белозерское княжество добровольно примкнуло к Московскому и стало охранять его северные границы.
21.
По некоторым сведениям, Белозерские земли пролегали аж до самого Белого моря. Тут же проходил знаменитый путь из варяг в греки.
22.
По результатам раскопок рядом с Шолой были найдены следы города, по площади втрое превосходящий Киев времен Ярослава Мудрого, причем основание этого предшественника Белозерска относится к концу 1 в., это за семь столетий до прихода Рюрика! Правда, заселен город был не только славянами и, наверное, даже не столько славянами.
23.
Еще один Ильич, так, для полноты картины. Просто нравится профессиональный срез шеи.
“- Ну да, - сказал Кавабата, тоже вставая и устремляя в глаза Сердюку горящий взгляд. - Кто ж вам-то голову отрубит? Гриша, что ли?
- Какой Гриша?
- Да охранник. Вы ж с ним только сейчас говорили. Он только череп проломить может своей дубиной. А по правилам отрубить надо, и не просто отрубить, а так, чтобы на лоскуте кожи повисла. Представляете, если покатится, как некрасиво будет? Да вы присядьте, присядьте.”
В. Пелевин “Чапаев и Пустота”
24.
Так ненавязчиво, с шутками и прибаутками проезжаем Белозерск и оказываемся на восточной стороне Белого озера. Именно по этой стороне шел путь новгородцев в Белое море, а эта часть называлась Ухтомским волоком.
25.
О том, что деревенька Ухтома имела в старину гораздо более серьезное значение, чем сейчас, говорит наличие в ней трех церквей. Эта деревянная Александра Невского стоит на местном погосте. Приход считается действующим, но церковь давно не функционирует. Ее закрыли в 30-х, но службы проводились даже во время Великой Отечественной, вплоть до 1947 года. Сейчас внутри можно обнаружить следы давнего ремонта, видимо, пару десятилетий назад были попытки ее отреставрировать.
26.
Еще две церкви в гораздо худшем состоянии. Это деревянная Крестовоздвиженская церковь, ей скоро будет триста лет, но боюсь, она до юбилея не доживет. Тоже была закрыта в 30-х, использовалась как конюшня, а потом ее забросили. И каменный храм Успения Пресвятой-Богородицы 1780-го года постройки. Закрыта, как и все, в 30-х, использовалась, в основном как зернохранилище и перевалочный пункт.
27.
Завершает нашу сегодняшнюю экскурсию церковь Николая Чудотворца в Чистом Доре. Мы приехали туда уже в темноте, так что фотографии оттуда будут чисто ознакомительного характера.
28.
Церковь закрыта на замок, но имея некоторую сноровку или высокий автомобиль с багажником, можно пробраться внутрь. Судя по надписям это место подвергается регулярным нашествиям уже лет тридцать. Удивительно, что она до сих пор в относительно хорошем состоянии.
29.
В следующем году церкви исполнится 245 лет. В интернете встречал разговоры о восстановлении этой церкви, но дальше разговоров дело не пошло, никаких следов реставрации.
30.
Как и многие церкви, эта использовалась как склад. К тому же основное помещение находится как бы на втором этаже, а внизу что-то типа технических помещений.
31.
При желании и определенной сноровке можно попасть и на колокольню. Днем оттуда открывается неплохой вид на деревню и окружающую местность.
32.
Вот и все на сегодня. Спешите, как говорится, видеть. Скоро многого из этого уже не будет.