Осенью минувшего года, в лентах Вконтактика, Яндекса и Mail.ru, стали встречаться плакаты с рекламой сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте". Реклама привлекала образами позднесоветских граждан, в той или иной мере столкнувшихся с явлением дворово-уличного хулиганства конца 1980-х. Сам плакат был немного стилизован по советские плакаты к кинофильмам, чем и запомнился.
"Ну сериал и сериал", - подумал ваш покорный слуга, и, не проявив интереса, отправил эти волны рекламы дальше по реке условного думскроллинга :о))
[ПРИОБЩИТЬСЯ к впечатлениям]Но в конце ноября начался шум, а в декабре поднялась прямо-таки волна шума, связанного с этим сериалом. Невольно пришлось слышать и на глаза попадались тексты@картинки из сериала и по его мотивам. Среди обитателей Рунета, оценили чудо-сериал не только лишь все :о))
Его обсуждения на работе не застал, к счастью. А в рабочих чятиках было весело, хотя так же было видно, что в массе своей народ не желает это обсуждать. На последнем перед отпуском дежурстве в СОГ, в ходе выезда в славный город Синегорск, опер рассказал, что смотрит сериал и только рж0т от него. Мне тогда сказать было нечего.
На новогодних каникулах Кошкожена уговорила посмотреть эту дичЪ. Так бы не смотрел по двум причинам: хайпота не по нраву и тема для меня нервная.
Какой-либо стройной заметки не будет -- лишь наброски из черновика.
Работа
Работая на земле с 2003 года, часто сталкивался с подобными малолетними долбаёбами юными и не очень юными согражданами. Поведение, своим сочетанием наглости и провокационности, конечно же, нервировало. Конечно же, сдерживался. Но накопилось. Выплесков, можно сказать, не было. Может и стравилось потихоньку, но не всё. Зато внутри была здоровая ярость, на случай, если шалящие пацанчики попадутся вне службы…
Помню, какое бурление внутри вызывал в 2006 году фильм «Сволочи» и в 2004 году поведение отдельных чертей в сериале «Штрафбат». Потом снова пересечения с такими категориями и снова то клокотание… Позже, демонстрировать похожее поведение и вызывать схожие чувства стали уже юные коллеги 🤦♂️ Повторения этих переживаний не хотел - по работе наелся по горло. Но Кошкожена уговорила и таки приобщились.
Смотрел два видео Гоблина по теме.
You can watch this video on www.livejournal.com
You can watch this video on www.livejournal.com
Второе видео слушается сурово.
Примечательные моменты, навскидку:
1. "Я уволился 25 лет назад, прочитал книжку [по которой был снят сериал - прим. моё] и как будто в чане с говном искупался". Схожие были ощущение при просмотре были и у меня.
2. Понравился подмеченный Гоблиным момент в драке Адидаса-старшего с водителем легковушки, при рэкете проезжающего автотранспорта. Адидас-старший: *не одолевает в рукопашном бою* - Ты где драться научился?
Нахохленный и упёртый водитель легковушки -- ровесник Адидаса: - Погранвойска!
*обменялись рукопожатиями*
😅😆
Массовых спланированных "мАхачей" не видел, но много про них слышал: "будет мАхач", "был мАхач". Подкатов а-ля "ты с какова раёна" не встречал ни разу. Тем не менее, в PvP-мордобоях участвовал и, как правило, отхватывал. Последний такой случай произошёл в новогоднюю ночь, на городской площади, на гуляниях у новогодней ёлки, на втором или третьем курсе, о чём до сих пор напоминает депульпированный резец 😅
Милиция в целом показана отстранённо, но ровно и без глумления и чернухи, как в некотором российском кино 90-00-х. Фактура актёров, манера говорить, одежда и интерьеры смотрятся реалистично. На фоне общих черт работы других служб (уголовный розыск, автопатрули ППС, инспектор ГАИ), работа инспекторши по борьбе с делам несовершеннолетних показана наиболее детально. Товарищ майор-оперуполномоченный, наведывающийся к одинокой маме Андрейки-пианиста по семейным делам, показан вроде бы неплохо, но лично мне, в данном персонаже не хватает глубины. Сама же подобная ситуация, в похожем интерьере, отчасти напоминает мою жизнь в 1998-1999 годах.
Тема с кагбэ-"смотрящими" в нашей школе была в 90-х. Помницца, друган-одноклассник говорил: "Сейчас %username% выпустится и давай мы будем школу держать". Ни я, ни другой друган из нашей кампании, его идею не поддержали и, после того, как последний такой клоун освободился выпустился, примерно в 1997-1998 годах, эта тема, насколько мне известно, к счастью, заглохла. Потом я встретил этого персонажа уже в годы работы в райотделе, в роли доставленного для проверки на причастие к совершённым преступлениям. Был откатан и, вроде как, отпущен. А здесь, на Сахалине, в северных районах тема с этой клоунадой ещё жива...
Музыка
Очень к месту пришлась ставшая уже известной композиция от татарстанских музыкантов. В жанре "местная инди-музыка" 😃
Такой контраст современный музыки со старинной картинкой на экране иногда смотрится весьма органично. Неоднократно упоминал у себя пример с игрой Сталинград от DTF Games (2005), где вся музыка была ещё не успевшем тогда стать дико модным стиле dub (конкретно в игре - dub-metal). Ещё на ум приходит пример в художественном фильме "Союз спасения".
Аутентичная же попсовая музыка из рубежа 80-90-х весьма точно затрагивала струны где-то в глубине. Потом эта музыка к началу 00-х уже проест плешь. Поймал себя на мысли, что не проигрывали советскую рок-музыку того времени. Наверное, она бы создавала совсем другую атмосферу, что не входило в замысел творцов фильма.
Материальная культура передана весьма аутентично.
Антураж в квартире Андрейки, до сих пор -- нередкий интерьер места происшествия и в наши дни. Кафе-логово банды Жёлтого и ресторан, куда ходила ПДНщица -- как живые! Такие нетронутые интерьеры застал у нас ещё в 00-х. И помню их ещё из начала 90-х.
Школьную форму такую застал в 1-2 классах. Пионерами мы стать не успели, но побыли октябрятами и когда нас в них приняли -- очень гордились. Школьная форма подруги Маратика-долбаёба (та, что с белыми элементами) и которую в своё время Парфёнов в Намеднях нарёк (примерная цитата) "толи горничной, толи официантки", использовалась на праздничных мероприятиях. А для повседневной носки, белые элементы были тёмно-коричневыми, вроде. Мы к своей форме относились ровно и нас она сплачивала. Девч0нки с своей форме выглядели аккуратно, мило и возвышенно. С началом 1991-1992 учебного года, в 4-м классе ношение формы у нас отменили.
Окна Кто-то заметно ляп с пластиковыми окнами. Типо таких не было. Приведу отвлечённый пример. Проживал в Чехословакии в 1988-1990 годах, где ходил в 1 и 2 классы. Там в домах местного ДОСа (городке для семей офицеров) стояли окна с диковинными механизмами, позволяющими открывать окно в двух направлениях. Потом такое у нас увидел лишь в начале 00-х, когда народ стал ставит пластиковые окна. Окна были с деревянными рамами, конечно…
Курево Фокус с ловким запрятыванием языком бычка из зубов себе в рот, видел неоднократно у нас на рубеже 90-00-х. С тех же времён про него забыл и увидев в сериале -- тут же вспомнил.
Местами -- даже выражения и словесные обороты использованы из тех времён. Примеры не приведу уже.
Слова "чушпан" у нас не было. Было слово "чухан" и услышал его только на матче Ротора от болельщика, орущего в адрес какого-то из участников футбольного матча: "Чухан! Ты не в почёте!!1" 🤡😆 Зато в Рунете рубежа 00-10-х были слова шушпанчик и шушпанцер. Ну и "лох", "лошара", были популярны у школьников, конечно же 😃
Неформалы Представителей других субкультур показано немного -- лишь полуподпольные музыканты, дающие концерты на квартирах и поющие в ресторане, да панк с Арбата. Панк выдался прикольный, фактурный.
Странно, что он был не с толпой и один попался понаехавшим в столицу клоунам :-)) Жаль мало показали ниферов
Т.н. "Комсомолец" в сериале показан карикатурным клоуном, к сожалению. Но на этом фоне, его деятельность по подпольному производству одежды и его взаимодействие с милицией и партийными работниками показаны относительно вменяемо. Внешний вид весьма аутентичный для молодого человека того времени, судя по аутентичным фоткам.
Самым харизматичным персонажем показался Кащей. Кривлялся на пять баллов! 👍 Вообще, у ряда актёров внешний вид и выражение лиц весьма аутентично показывает типичные протокольные рожи малолетних говноедов.
Про этот кодекс чести малолетних долбаёбов уже сказано неоднократно: он только для своих, для равных, все остальные для них это нелюди, даже оступившиеся свои -- типичная людоедская химера, которая со временем сжирает сама себя. При этом, рассматривая это явление не в гипертрофированной форме, отвлечённо, легко увидим корни типичного поведения в других закрытых мужских сообществах, с ограничением по свободе передвижения. Каких только форм взаимодействия не придумало человечество за время своего существования...
В своё время, понравилось описание способности "Знание улиц" в игре Pillars of Eternity 2: Deadfire.
Мне это не близко по духу, но да -- навык общения с согражданами разных уровней восприятия не бывает лишним:
9:19 ... Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 9:20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 9:21 для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; 9:22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
Апостол Павел. Первое послание к коринфянам.
Итого Относительно значения сериала, разделаю точку зрения Гоблина, что дети без присмотра взрослых быстро превращаются в зверей. И это не их вина. Именно пропаганды антиобщественного образа жизни в сериале не усматривается. Сам же феномен массового подросткового хулиганства, на рубеже 80-90-х не растворившегося привычно в общественных институтах и выросшего в организованную преступность, IMHO связан с ударной в те годы волной урбанизации (см. например про лимитчиков), ослаблением институтов государства и последовавшим развалом Советского Союза.
При просмотре пришлось вспомнить многое и местами подгореть. Но неплохой сериал. Не пожалел о потраченном времени.