Топ-10 великих игр своего жанра. № 3. Варгеймы (Wargames)
Dec 05, 2023 16:16
Продолжаем формирование личных списков топ-10 в своих жанрах, вдохновлённое осенним проектом Кинопоиск.ru 100 великих игр в истории. В итоге предполагается вывести общую десятку лучших игр.
Принципы формирования списков включают в себя уже три пункта: [ОЗНАКОМИТЬСЯ]- речь будет идти об играх для персонального компьютера. Возможное попадание в настоящие рейтинги игр для других платформ будет редким исключением; - при формировании списков, исходил из принципа: "насколько эта игра на меня повлияла, завладела умом, взволновала"; - порой мои взгляды на определение того или иного жанра и отнесение конкретной игры к нему будут "специфическими, ты не поймёшь" и могут вызвать диссонанс у ряда читателей.
Жанр: Варгеймы (Wargames): пошаговые и в реальном времени.
В последние годы на варгеймы надо настраиваться. Ибо, всякий хороший варгейм, затягивает так глубоко, что вырвавшись, ленивый мозг не пускает назад :-) - ваш покорный слуга
В термином wargame познакомился в своём первом экземпляре журнала "Магазин игрушек" (#5(9)’1996), приобретённом в июне 1996 года.
[О жанре]«Если же вы, начав игру, уже имеете военную технику, количество которой убывает в процессе боев, это чистая wargame»
Вот коллаж с абзацем про wargame, на 21 странице того самого выпуска любимого журнала. Сейчас возможности сейчас сфоткать журнал не имеется. Посему довольствуемся качеством PDF-документа из раздачи на торрентах.
В самом начале 00-х, после сворачивания интереса к стратегиям в реальном времени (RTS), следующим моим любимым жанром стали варгеймы. Ранее, множество раз сообщал, что моим первооткрывателем жанра был Геннадий "ChaosLord" Григорьев, с которым в 2000 году познакомился на игровом форуме журнала Game.EXE, после чего он перебрался на сайт и форум Rolemancer.ru Последняя активность старого товарища была замечена здесь, в ЖЖ trommell_of_war, в 2020 году. В чём она заключалась мне неизвестно. Последняя запись в его дневнике датируется началом 2017 года.
Изначально, в нашем общении речь шла о настольных варгеймах: исторических и фэнтези/фантастических на примере Warhammer. О компьютерных варгеймах говорилось немного. Далее, помимо вдохновения от Геннадия, в исторические варгеймы затянул интерес ко Второй мировой войне, возникший в ходе активного пребывания на форуме игры Блицкриг в 2001-2002 годах (привет камрадам bf_heavy и eprinter), разрабатываемой компанией Нивал.
Варгеймы привлекали высокой детализованностью, историзмом и реализмом отображения военного дела на тактическом и оперативно-тактическом уровнях командования подразделениями (стратегический уровень не интересовал). В обычных стратегиях для меня не хватало ни реализма, ни детализации, ни историзма. Зато хватало визуальной красоты, которой, в свою очередь не могли похвастаться уже варгеймы, чем отпугивали от себя большинство игроков. Но варгеймы брали работой воображения =) Именно благодаря сплаву работы воображения, познаний в военном деле и увиденных боевых эпизодов, рождались образы, в итоге сохранившиеся для истории в рубрике " Рапорта о боевых действиях".
Позже, при доработке соответствующей статьи в Википедии, основываясь на личном опыте, размышлениях и результатах наблюдений, быстро сформулировал выкристаллизовавшиеся принципы варгеймов: аутентичность - соответствие характеристик воинских формирований, военной техники и вооружения известным организационно-штатным структурам и тактико-техническим характеристикам;
реалистичность - отображение поведения и взаимодействия воинских формирований между собой на местности, в соответствии с законами физики, химии, топографии, метеорологии, военной психологии и т. п.;
историчность - соответствие воинских формирований, военной техники, вооружения, местности и иных условий в сражении, отыгрываемым событиям истории человечества или преданию (т. н. lore) той или иной игровой вселенной в жанре фантастики или фэнтези.
Как сейчас помню, это было сделано на работе, в рабочее время =)) Самоцитата дня, блин :о))
Позже, текст статьи был изменён другими пользователями. По состоянию на время настоящей записи, от моего текста остались те принципы, там самая цитата из журнала и ещё несколько предложений.
На рубеже 00-10-х, эстафета моих игровых интересов перешла от вагеймов к ММО-играм. В наше время о варгеймах даже и заикнуться страшно: настолько тяжко стало воспринимать овер9000 деталей. Если в 22 года это было "нуващеулёт!", то в 42 года всё уже не так однозначно :о)) Всё более ленящийся мозг мастерски ищет отмазки, что бы не трогать варгеймы. Sad but true.
До появления современных кагбэ-варгеймов в реальном времени (этих ваших Wargame, Steel Division, ... -- тысячи их!) SPMBT прекрасно отыгрывал современные (после 1945 года) военные конфликты на уровне рота-полк.
С отч0тов по боям в SPMBT решительно стало формироваться моё хобби, располагающееся в разделе " Рапорта о боевых действиях".
Самое яркое событие в этой игре это, конечно же, бой в квадрате З-7 (Z-7) в ходе многопользовательской кампании "Голанские высоты 1973". Тамошняя жопоболь вполне подходит для помещения в Парижскую палату мер и весов как эталон 🤣 Сборная запись по тому бою была выложена в 2007 году, а более современная её версия -- в начале 2019 года: Бой в квадрате Z-7.
Сейчас открыть сохранённую игру и сделать исторический снимок музея-кладбища военной техники, в который превратилась карта к концу боя, не представляется возможным -- система безопасности игры сообщает, что слот для сохранения неверный :-(( Но у меня есть кое что не менее интересное. Это будет снимок с нашего форума. Те самые приведённые в записи сообщения с намёком со стороны командования на непростую судьбу незадачливого комдива-9. Это будет даже коллаж, с ответом вашего покорного слуги 😁 На днях как раз случилась 19-летняя годовщина тех событий 🙀
В 2004 году стартовал самодельную мегакампанию в SPMBT с 1953-й по 2004-й год, за СССР, против США, Великобритании и Китая. В 2008 году забросил кампанию. Позже, в 2019 году ВНЕЗАПНО вернулся к старым сейвам, возобновил кампанию и отыграл один бой. Благо, сохранения в DOS-версии без проблем открылись в современной версии игры под названием WinSPMBT.
Пример графики в WinSPMBT из последнего боя в той кампании, с добавлением тактической разметки. Советские мотострелки при поддержке танков обогнули лес с юга и приступили к штурму холма, обороняемого американской пехотой. Среди прочего, в лесу и на опушке видны кучи горящей техники и дымящийся, разбомбленный лес.
А перед MBT было знакомство с SPWW2 (о событиях 1930-40х), на котором вскоре запилили тот самый варгейм по современному военному делу. Помницца, увлечённо залипал в SPWW2, закидывая колонны Тигров ПТАБами с Ил-2 в июне 1943 года. А к свежевышедшему SPMBT и к современному военному делу с его бездуховным мегаточным оружием, поначалу относился с недоверием. В 2020 году стартовал самодельную мегакампанию в WinSPWW2 1941-1945, в которой отыграл целых два боя. Из сотни XD
Пример графики в WinSPWW2 из второго боя в той кампании. Наши зенитные пулемёты (вверху) на дистанции 250 метров (1 хекс в игре равен 50-100 квадратным метрам) ведут огонь по немецкому истребителю-бомбардировщику Bf. 109 E-7/B, атакующему нашу пехоту.
Порядка десяти лет существуют их современные версии под названием winSPMBT и winSPWW2. На сайте разработчика стоит всего $39.95 =)
Да, мегакампании в Африке и на Восточном фронте в своё время весьма впечатлили. Именно там был привит варгеймерский принцип не сохраняться в процессе боя, не переигрывать неудачные моменты и действовать ровно по складывающейся обстановке, ведя историческую летопись. Особенно качественным считался мод Head2Head, поднявший детализацию графики и разнообразие подразделений за новый уровень.
Сначала думал, что самодельных скринов у себя не нашёл и приготовил сторонний, из первой миссии в мегакампании Lost Victories. Снимок взят из обзора на старом добром сайте AG.ru (ссылка на обзор на новом сайте AG.ru), за авторством самого wOrM, с которым в те времена так забавно срались =)) Тогдашняя криворукая русефекация мегакампании забавляла различными перлами (вспоминается "компания инженеров", от "engineer company", похоже). А относительно брифинга-вступления к первой миссии с переправой через пограничную реку Сан запомнилась цитата: "Спасибо бог за жаб", отсылающая к немецким солдатам, которым удалось скрытно переправиться через ночную пограничную реку под прикрытием массового квакания жаб.
На скрине с сайта AG.ru видим массовую переправу пехоты через ту самую пограничную реку Сан.
Потом таки нашёл у себя древние древности за 2003 год о коллективном бое-по-переписке 2 vs 2. Он не был доигран, насколько помню. Карта того боя с нанесёнными тактическими значками замысла на оборону нашей стороны.
Рапорт за 9 ход из того боя.
Об игре писал у себя крайне редко. Наверное потому, что пик интереса к игре пришёлся на додневниковую эру и в архивах сохранились крохотные крохи. Так, в записи об уходе Билла Уайлдера (одного из авторов игры), был ретроспективно опубликован здесь самый первый мой репорт по играм серии Steel Panthers: Билл Уайлдер всё. Текст был написан в июне-июле 2003 года и касался эпизода во второй или третьей миссии в Lost Victories.
В эти дни, на сайте matrixgames.com, Steel Panthers: World at War - Generals Edition продаётся со скидкой в 81% -- всего за 930.62 рублей
3. серии Close Combat и Combat Mission -- замечательные игры, оказавшие значительное влияние на жанр варгеймов в реальном времени.
Пример графики в Close Combat (Gateway to Caen), взятый из того боя. Наш РаК-40 на дистанции 420 метров выцеливает вражеский тяжёлый танк Черчилль. Чем закончилась та дуэль -- упомянуто в репорте.
Combat Mission был моим вторым варгеймом и в своё время весьма впечатлил невиданной ранее в жанре трёхмерной графикой. Ранее кратко делился своим опытом в этой серии. Изначально, игра шла в т.н. полупоходовом режиме, когда обе стороны отдавали приказы, далее система отыгрывала взаимодействия и игрокам демонстрировался мультфильм длинной в одну минуту. Начиная с Combat Mission: Shock Force игра перешла на бои в реальном времени. В отличие от Close Combat, в Combat Mission активно гонял в режиме РВЕМ. В массе своей это пришлось на додневниковую эру, посему ретроспективно был опубликован лишь один условный боевой репорт: Бой в CMBB или растопыренными пальцами в снег %))) Несколько лет назад упоминал об игре в разных контекстах. Наиболее интересными были записи про Combat Mission: Shock Force и Combat Mission: Fortress Italy.
Пример графики в Combat Mission (Barbarossa to Berlin). Публикуется впервые. Наш Т-26 жэстачайшэ разносит вражеский SdKfz-222. Рядом видим залегшего советского морского пехотинца.
Под давлением По предложению гражданина harpercharles, планирую на рождественской распродаже таки приобщиться к Combat Mission: Fortress Italy в Steam и запилить пару уютненьких сражений. Без скидок, игра стоит немилосердных 1900 рублей О_о Впрочем, для варгеймов это норма.
4. Graviteam Tactics: Mius Front / Tank Warfare: Tunisia 1943 -- претендует на лучшую альтернативу одновременно Combat Mission и Close Combat.
Открыл эту серию в 2010 году на примере Achtung Panzer: Операция Звезда и делился у себя восторженным отзывом.
Игра даже вдохновила на отзыв в Steam. Привожу фрагмент: Недавно снова запустил, выбрал первый бой в какой то кампании и снова окунулся в _АТМОСФЕРУ_ У нас неокопанная стрелковая рота со взводом ПТР, на двух скатах, разделённых ручьём. На нас спереди-справа набигает до двух рот пехоты немчуры при поддержке БТРов, батареи пехотных орудий и миномётов. Наш передовой дозор со снайперками подстреливает несколько бегущих в рост зольдатов, после чего масса серой пехоты меняет направление атаки, начинает обтекать наши позиции о_О А потом начинается артиллерийский обстрел: свист падающих мин, грохот взрывов разных калибров, султаны дыма и пыли, и, как показалось, сотрясания экрана при взрывах! о_О Нашим пришлось несладко: большая часть стрелковых отделений под огнём на голой местности была подавлена. Хотя сосредоточенным огнём пулемётных отделений удалось массу немчуры затормозить и в итоге система присудила ничью.
Единственный сохранившийся снимок боя, упомянутого в том отзыве, ранее использовал в разных записях у себя.
С приобщением к новому ноуту, игра стала идти плавно и вновь окунулся ненадолго, отыграв бой, в котором делал много снимков.
Прилагаю коллаж из ранее не опубликованных снимков того боя. Наш Т-70 движется по дороге (сверху) и на короткой остановке ведёт огонь по немецкой тройке. Недолёт. Обычная проза войны. Снизу постреливает наша тридцатьчетвёрка.
Однако, ни в то время и в наши дни игра почему-то не затянула. Едва вытягивал отдельные бои. Ещё и многопользовательского режима в неё так и не добавили.
Статистика Steam сообщает, что в Тунисе нагонял менее часа, а в Миус-фронте -- тринадцать часов.
Лучшие варгеймы по Вахе40к в остальных жанрах: Armageddon или Final Liberation (оперативно-тактический варгейм а-ля Panzer General) и Mechanicus (прокачиваемая банда в жанре скирмиш варгейм (skirmish wargame)).
В игре не получил каких-либо достижений. Даже за победу в битве -- меня всегда жэстачайшэ ногебали 😅 Имелась ввиду битва в режиме скирмиш, а победа в миссии в кампании не считается, небось. Продолжению интереса препятствует ограниченное количество карт, фракций и их подразделений. При этом, с меньшим разнообразием юнитов и на одной и той же карте более интересно гонять в... Dawn of War II :-(
Всё так же жаль, в игре не реализованы расчёты тяжёлого оружия. Очень жаль, что разработчики забили на развитие игры. В отзывах народ жалуется на однообразие игрового процесса. Что-то такое усматривается, да. Пичаль.
И я всё ещё именую игру лучшей в своём жанре по реализации настольной Вахи40к? Да. "Лучший" не означает "хороший". "Лучший" означает "остальные -- ещё хуже". 🤷♂️
Ранее не опубликованных снимков не нашёл и поделюсь первым. Оркота затоптала. Гвардейцы полегли, но огрины с щитами затащили бой.
Ранее встречал в Steam англоязычную идею того, что идеальным варгеймом во Вахе40К мог бы стать синтез Warhammer 40,000: Dawn of War с Warhammer 40,000: Sanctus Reach.
Набегал кадианцами в игре 16 часов.
6. Field of Glory 2 -- весьма недурной современный пошаговый варгейм про Древность и Раннее Средневековье, для ценителей варгеймов.
Гонял там кампанию за Понтийское царство ( аж три боя отыграл) и сыграл несколько отдельных боёв: в основном за тот же Понт и, разок, за ромеев времён Велизария.
Серпоносные колесницы в игре действуют не так эффективно, как в обоих частях Rome: Total War. Здесь действует ограничение в виде одной колесницы на армию и если после удара по врагу, на следующий ход его отряд не отходит/рассеивается, то колесница гибнет.
Примеры графики игры из числа ранее не публиковавшихся здесь снимков:
Финал кавалерийского боя в сражении Понта (бирюзовые флаги) против Боспора (малиновые флаги). Орды скифских всадников удалось остановить. Мышкой показан вражеский генерал с забавным именем.
Понтийский пехотный генерал с забавным именем и его фаланга (с бронзовыми шитами) затащили против масс боспорской пехоты и флангующей скифской кавалерии.
Игра в своей нише замечательная, вне всяких сомнений. Мнение же об игре, выложенное в 2020 году, так же остаётся актуальным и заслуживает помещения в эпиграмму %-))
Насражался в игре 9,5 часов.
7. Command Ops 2 -- пожалуй, тут самая высокая детализация в играбельных варгеймах* и это даже почти симулятор.
Приобщился к игре в 2015 году и тогда же оставил на форуме боевой репорт: Давеча приобщился к демо-версии Command Ops Battles from the Bulge. Основная боевая единица в игре - рота. Доступная одна миссия, которую отыграл за немцев в обороне.
Немцы. - пехотный полк (2 батальона по 3 роты, 2 миномётные батареи, батарея пехотных орудий). - дивизион штурмовых орудий (целых 6 Штугов). - противотанковый дивизион (1 батарея ПТО, 1 батарея ПВО). - пару раз была доступна авиация.
США. - 2-3 танковые роты - 3 механизированных разведроты - 5-6 рот на БТР - 3-5 миномётных батарей - 2-3 роты сапёров - пара налётов авиации.
Расположились в двух деревнях, одна из которых у реки с мостом и дорогой, а вторая - на холме позади. Если кратко, то американцы энергично атаковали, смели батальон прикрытия у реки, выбили ПТО и миномётчиков из деревни, потеряв две роты и выбив одну. Далее американцы начали копить танковый кулак для удара по второй деревне, начали выдвигаться, но немцы контратаковали штурмовыми орудиями при поддержке зениток и американцы отошли в первую деревню, на чем бой и завершился.
Казалось бы - унылые натовские значки, двигающиеся в реальном времени по неплохой схематичной карте, но таки понравилось! Захотелось продолжения.
В свободном доступе игру не нашёл. На сайте http://lnlpublishing.com/ игра стоит около 30 баксов. Некисло, по нынешним ценам...
Если в игру вникнуть, то она раскроется. Жаль, у меня это так и не получилось. Гонял в основном на работе, вызвав жэстачайшэе удивление у молодых коллег, упарывавшихся в Battlefield 4 и PUBG :o))
Игра представлена в Steam. Базовая версия распространяется бесплатно. А комплект всех DLC cейчас, на распродаже стоит 1903 pублей.
8. Armored Brigade - это фактически SPMBT (см. п.1) с причёсанной графикой и в реальном течении времени с управляемой паузой.
Об игре упоминал лишь один раз, недавно. Опробовал её ещё в 2011 году. После суровых ATF/BCT игра выглядела глотком свежего воздуха. Нагонял в игре аж полтора часа. Фоннат SPMBT, б :о))
Будет два самодельных скрина из осени 2019 года:
На первом показана перестрелка английского и советского БТРов с использованием штатных пулемётов. Как видим, оба противника попадают друг по другу, но без последствий. Лишь экипаж англичанина нервничает и подавлен. Дистанцию в метрах на снимке не видно. Судя же по картинке это практически в упор -- метров 30-50.
На втором показан огневой взвод советской миномётной батареи, один из расчётов которой несколько минут назад был уничтожен вражеским огнём. Второе орудие целое, орудийный расчёт полный и продолжает вести огонь.
9. Ultimate General: Civil War -- визуальная часть прекрасна и тактика данной эпохи в популярных играх отражена крайне слабо.
Жаль, нет такой игры по наполеоновским войнам и войнам XVII-XVIII веков. Гонял мало -- в обе части (+ ...:Gettysburg) суммарно около часа. И все разы меня жэстачайшэ выносили XD Об игре у себя почему-то не писал.
На стороннем снимке видим интересную графику процесса боя в игре: дымы от ружейных залпов
10. Сталинград (2005) -- лучшее, что было на движке Блицкрига, IMHO.
А ещё там была классная музыка в новом жанре dub-metal от питерской команды Скафандр, которая на удивление пришлась весьма к месту. Местами онас музыка напоминала таковую в знаковой игре "Противостояние" от Наших игр.
Самодельный снимок из осени далёкого 2005 года. Одиночный Ил-2 (должен быть одноместный, но тут не поймёшь) налетает на немчуру, занимающую железнодорожную станцию на дальних подступах к Сталинграду.
В наше время, игра доступна в Steam за 200 рублей.
* - примером неиграбельного варгейма служит ATF/BCT, в котором я понял, что достиг дна. Это была не игра, а тяжёлая, кропотливая, выматывающая работа.