Топ-10 великих игр своего жанра. № 3. Варгеймы (Wargames)

Dec 05, 2023 16:16

Продолжаем формирование личных списков топ-10 в своих жанрах, вдохновлённое осенним проектом Кинопоиск.ru 100 великих игр в истории.
В итоге предполагается вывести общую десятку лучших игр.

Предыдущий рейтинг: № 2. Массовые онлайн игры (Mass Multiplayer Online).

Принципы формирования списков включают в себя уже три пункта:
[ОЗНАКОМИТЬСЯ]- речь будет идти об играх для персонального компьютера. Возможное попадание в настоящие рейтинги игр для других платформ будет редким исключением;
- при формировании списков, исходил из принципа: "насколько эта игра на меня повлияла, завладела умом, взволновала";
- порой мои взгляды на определение того или иного жанра и отнесение конкретной игры к нему будут "специфическими, ты не поймёшь" и могут вызвать диссонанс у ряда читателей.


Жанр: Варгеймы (Wargames): пошаговые и в реальном времени.

В последние годы на варгеймы надо настраиваться. Ибо, всякий хороший варгейм, затягивает так глубоко, что вырвавшись, ленивый мозг не пускает назад :-)
- ваш покорный слуга

В термином wargame познакомился в своём первом экземпляре журнала "Магазин игрушек" (#5(9)’1996), приобретённом в июне 1996 года.

[О жанре]«Если же вы, начав игру, уже имеете военную технику, количество которой убывает в процессе боев, это чистая wargame»

Вот коллаж с абзацем про wargame, на 21 странице того самого выпуска любимого журнала.
Сейчас возможности сейчас сфоткать журнал не имеется. Посему довольствуемся качеством PDF-документа из раздачи на торрентах.


В самом начале 00-х, после сворачивания интереса к стратегиям в реальном времени (RTS), следующим моим любимым жанром стали варгеймы.
Ранее, множество раз сообщал, что моим первооткрывателем жанра был Геннадий "ChaosLord" Григорьев, с которым в 2000 году познакомился на игровом форуме журнала Game.EXE, после чего он перебрался на сайт и форум Rolemancer.ru Последняя активность старого товарища была замечена здесь, в ЖЖ trommell_of_war, в 2020 году. В чём она заключалась мне неизвестно. Последняя запись в его дневнике датируется началом 2017 года.

Изначально, в нашем общении речь шла о настольных варгеймах: исторических и фэнтези/фантастических на примере Warhammer. О компьютерных варгеймах говорилось немного.
Далее, помимо вдохновения от Геннадия, в исторические варгеймы затянул интерес ко Второй мировой войне, возникший в ходе активного пребывания на форуме игры Блицкриг в 2001-2002 годах (привет камрадам bf_heavy и eprinter), разрабатываемой компанией Нивал.

Варгеймы привлекали высокой детализованностью, историзмом и реализмом отображения военного дела на тактическом и оперативно-тактическом уровнях командования подразделениями (стратегический уровень не интересовал). В обычных стратегиях для меня не хватало ни реализма, ни детализации, ни историзма. Зато хватало визуальной красоты, которой, в свою очередь не могли похвастаться уже варгеймы, чем отпугивали от себя большинство игроков. Но варгеймы брали работой воображения =)
Именно благодаря сплаву работы воображения, познаний в военном деле и увиденных боевых эпизодов, рождались образы, в итоге сохранившиеся для истории в рубрике " Рапорта о боевых действиях".

Позже, при доработке соответствующей статьи в Википедии, основываясь на личном опыте, размышлениях и результатах наблюдений, быстро сформулировал выкристаллизовавшиеся принципы варгеймов:
аутентичность - соответствие характеристик воинских формирований, военной техники и вооружения известным организационно-штатным структурам и тактико-техническим характеристикам;

реалистичность - отображение поведения и взаимодействия воинских формирований между собой на местности, в соответствии с законами физики, химии, топографии, метеорологии, военной психологии и т. п.;

историчность - соответствие воинских формирований, военной техники, вооружения, местности и иных условий в сражении, отыгрываемым событиям истории человечества или преданию (т. н. lore) той или иной игровой вселенной в жанре фантастики или фэнтези.

Как сейчас помню, это было сделано на работе, в рабочее время =))
Самоцитата дня, блин :о))

Позже, текст статьи был изменён другими пользователями. По состоянию на время настоящей записи, от моего текста остались те принципы, там самая цитата из журнала и ещё несколько предложений.

Кстати, неплохая статья про варгеймы располагается на neolurk.org: https://neolurk.org/wiki/Варгейм

На рубеже 00-10-х, эстафета моих игровых интересов перешла от вагеймов к ММО-играм. В наше время о варгеймах даже и заикнуться страшно: настолько тяжко стало воспринимать овер9000 деталей. Если в 22 года это было "нуващеулёт!", то в 42 года всё уже не так однозначно :о)) Всё более ленящийся мозг мастерски ищет отмазки, что бы не трогать варгеймы.
Sad but true.


Мой топ-10 игр в данном жанре:



Шаблон для заполнения: https://chocolate-codee-96.tiiny.site/kinopoisk_top_100.html

[ПОДРОБНО о каждом пункте]1. Steel Panthers: Main Battle Tank -- это лидер по количеству проведённого времени в РС-играх и испытанной жопоболи в РВЕМ-сражениях 😅

До появления современных кагбэ-варгеймов в реальном времени (этих ваших Wargame, Steel Division, ... -- тысячи их!) SPMBT прекрасно отыгрывал современные (после 1945 года) военные конфликты на уровне рота-полк.

С отч0тов по боям в SPMBT решительно стало формироваться моё хобби, располагающееся в разделе " Рапорта о боевых действиях".

Самое яркое событие в этой игре это, конечно же, бой в квадрате З-7 (Z-7) в ходе многопользовательской кампании "Голанские высоты 1973". Тамошняя жопоболь вполне подходит для помещения в Парижскую палату мер и весов как эталон 🤣
Сборная запись по тому бою была выложена в 2007 году, а более современная её версия -- в начале 2019 года: Бой в квадрате Z-7.

Сейчас открыть сохранённую игру и сделать исторический снимок музея-кладбища военной техники, в который превратилась карта к концу боя, не представляется возможным -- система безопасности игры сообщает, что слот для сохранения неверный :-((
Но у меня есть кое что не менее интересное. Это будет снимок с нашего форума. Те самые приведённые в записи сообщения с намёком со стороны командования на непростую судьбу незадачливого комдива-9. Это будет даже коллаж, с ответом вашего покорного слуги 😁 На днях как раз случилась 19-летняя годовщина тех событий 🙀


В 2004 году стартовал самодельную мегакампанию в SPMBT с 1953-й по 2004-й год, за СССР, против США, Великобритании и Китая. В 2008 году забросил кампанию. Позже, в 2019 году ВНЕЗАПНО вернулся к старым сейвам, возобновил кампанию и отыграл один бой. Благо, сохранения в DOS-версии без проблем открылись в современной версии игры под названием WinSPMBT.

Пример графики в WinSPMBT из последнего боя в той кампании, с добавлением тактической разметки.
Советские мотострелки при поддержке танков обогнули лес с юга и приступили к штурму холма, обороняемого американской пехотой.
Среди прочего, в лесу и на опушке видны кучи горящей техники и дымящийся, разбомбленный лес.


А перед MBT было знакомство с SPWW2 (о событиях 1930-40х), на котором вскоре запилили тот самый варгейм по современному военному делу. Помницца, увлечённо залипал в SPWW2, закидывая колонны Тигров ПТАБами с Ил-2 в июне 1943 года. А к свежевышедшему SPMBT и к современному военному делу с его бездуховным мегаточным оружием, поначалу относился с недоверием.
В 2020 году стартовал самодельную мегакампанию в WinSPWW2 1941-1945, в которой отыграл целых два боя. Из сотни XD

Пример графики в WinSPWW2 из второго боя в той кампании.
Наши зенитные пулемёты (вверху) на дистанции 250 метров (1 хекс в игре равен 50-100 квадратным метрам) ведут огонь по немецкому истребителю-бомбардировщику Bf. 109 E-7/B, атакующему нашу пехоту.


Порядка десяти лет существуют их современные версии под названием winSPMBT и winSPWW2. На сайте разработчика стоит всего $39.95 =)

2. Steel Panthers: World at War -- дружелюбный движок, аутентичная детализация и потрясающие мегакампании.

Да, мегакампании в Африке и на Восточном фронте в своё время весьма впечатлили. Именно там был привит варгеймерский принцип не сохраняться в процессе боя, не переигрывать неудачные моменты и действовать ровно по складывающейся обстановке, ведя историческую летопись.
Особенно качественным считался мод Head2Head, поднявший детализацию графики и разнообразие подразделений за новый уровень.

Сначала думал, что самодельных скринов у себя не нашёл и приготовил сторонний, из первой миссии в мегакампании Lost Victories. Снимок взят из обзора на старом добром сайте AG.ru (ссылка на обзор на новом сайте AG.ru), за авторством самого wOrM, с которым в те времена так забавно срались =))
Тогдашняя криворукая русефекация мегакампании забавляла различными перлами (вспоминается "компания инженеров", от "engineer company", похоже). А относительно брифинга-вступления к первой миссии с переправой через пограничную реку Сан запомнилась цитата: "Спасибо бог за жаб", отсылающая к немецким солдатам, которым удалось скрытно переправиться через ночную пограничную реку под прикрытием массового квакания жаб.

На скрине с сайта AG.ru видим массовую переправу пехоты через ту самую пограничную реку Сан.


Потом таки нашёл у себя древние древности за 2003 год о коллективном бое-по-переписке 2 vs 2. Он не был доигран, насколько помню.
Карта того боя с нанесёнными тактическими значками замысла на оборону нашей стороны.


Рапорт за 9 ход из того боя.


Об игре писал у себя крайне редко. Наверное потому, что пик интереса к игре пришёлся на додневниковую эру и в архивах сохранились крохотные крохи.
Так, в записи об уходе Билла Уайлдера (одного из авторов игры), был ретроспективно опубликован здесь самый первый мой репорт по играм серии Steel Panthers: Билл Уайлдер всё. Текст был написан в июне-июле 2003 года и касался эпизода во второй или третьей миссии в Lost Victories.

В эти дни, на сайте matrixgames.com, Steel Panthers: World at War - Generals Edition продаётся со скидкой в 81% -- всего за 930.62 рублей

3. серии Close Combat и Combat Mission -- замечательные игры, оказавшие значительное влияние на жанр варгеймов в реальном времени.

Есть мнение, что со знакомства с Close Combat: A Bridge Too Far в декабре 1997 года, началось моё приобщение к варгеймам. Ранее подробно делился своим опытом в серии замечательных игр Close Combat. Тогда же, состоялся мой первый бой с живым человеком в СС!

Пример графики в Close Combat (Gateway to Caen), взятый из того боя.
Наш РаК-40 на дистанции 420 метров выцеливает вражеский тяжёлый танк Черчилль. Чем закончилась та дуэль -- упомянуто в репорте.


Combat Mission был моим вторым варгеймом и в своё время весьма впечатлил невиданной ранее в жанре трёхмерной графикой. Ранее кратко делился своим опытом в этой серии.
Изначально, игра шла в т.н. полупоходовом режиме, когда обе стороны отдавали приказы, далее система отыгрывала взаимодействия и игрокам демонстрировался мультфильм длинной в одну минуту. Начиная с Combat Mission: Shock Force игра перешла на бои в реальном времени.
В отличие от Close Combat, в Combat Mission активно гонял в режиме РВЕМ. В массе своей это пришлось на додневниковую эру, посему ретроспективно был опубликован лишь один условный боевой репорт: Бой в CMBB или растопыренными пальцами в снег %)))
Несколько лет назад упоминал об игре в разных контекстах. Наиболее интересными были записи про Combat Mission: Shock Force и Combat Mission: Fortress Italy.

Пример графики в Combat Mission (Barbarossa to Berlin).
Публикуется впервые. Наш Т-26 жэстачайшэ разносит вражеский SdKfz-222. Рядом видим залегшего советского морского пехотинца.


Под давлением По предложению гражданина harpercharles, планирую на рождественской распродаже таки приобщиться к Combat Mission: Fortress Italy в Steam и запилить пару уютненьких сражений. Без скидок, игра стоит немилосердных 1900 рублей О_о Впрочем, для варгеймов это норма.


4. Graviteam Tactics: Mius Front / Tank Warfare: Tunisia 1943 -- претендует на лучшую альтернативу одновременно Combat Mission и Close Combat.

Открыл эту серию в 2010 году на примере Achtung Panzer: Операция Звезда и делился у себя восторженным отзывом.

Игра даже вдохновила на отзыв в Steam. Привожу фрагмент:
Недавно снова запустил, выбрал первый бой в какой то кампании и снова окунулся в _АТМОСФЕРУ_
У нас неокопанная стрелковая рота со взводом ПТР, на двух скатах, разделённых ручьём. На нас спереди-справа набигает до двух рот пехоты немчуры при поддержке БТРов, батареи пехотных орудий и миномётов. Наш передовой дозор со снайперками подстреливает несколько бегущих в рост зольдатов, после чего масса серой пехоты меняет направление атаки, начинает обтекать наши позиции о_О А потом начинается артиллерийский обстрел: свист падающих мин, грохот взрывов разных калибров, султаны дыма и пыли, и, как показалось, сотрясания экрана при взрывах! о_О Нашим пришлось несладко: большая часть стрелковых отделений под огнём на голой местности была подавлена. Хотя сосредоточенным огнём пулемётных отделений удалось массу немчуры затормозить и в итоге система присудила ничью.

Единственный сохранившийся снимок боя, упомянутого в том отзыве, ранее использовал в разных записях у себя.


С приобщением к новому ноуту, игра стала идти плавно и вновь окунулся ненадолго, отыграв бой, в котором делал много снимков.

Прилагаю коллаж из ранее не опубликованных снимков того боя.
Наш Т-70 движется по дороге (сверху) и на короткой остановке ведёт огонь по немецкой тройке. Недолёт. Обычная проза войны. Снизу постреливает наша тридцатьчетвёрка.


Однако, ни в то время и в наши дни игра почему-то не затянула. Едва вытягивал отдельные бои. Ещё и многопользовательского режима в неё так и не добавили.

Статистика Steam сообщает, что в Тунисе нагонял менее часа, а в Миус-фронте -- тринадцать часов.

5. Warhammer 40,000: Sanctus Reach -- лучшее пошаговое по Вахе40к из приближенного к настольному варгейму.

Лучшие варгеймы по Вахе40к в остальных жанрах: Armageddon или Final Liberation (оперативно-тактический варгейм а-ля Panzer General) и Mechanicus (прокачиваемая банда в жанре скирмиш варгейм (skirmish wargame)).

Пару-тройку миссий сгонял в кампании за Имперскую Гвардию Астра Милитарум и сыграл несколько боёв в режиме схватки (skirmish). Позже открыл для себя большее разнообразие техники -- вплоть до титанов.

В игре не получил каких-либо достижений. Даже за победу в битве -- меня всегда жэстачайшэ ногебали 😅 Имелась ввиду битва в режиме скирмиш, а победа в миссии в кампании не считается, небось.
Продолжению интереса препятствует ограниченное количество карт, фракций и их подразделений. При этом, с меньшим разнообразием юнитов и на одной и той же карте более интересно гонять в... Dawn of War II :-(

Всё так же жаль, в игре не реализованы расчёты тяжёлого оружия. Очень жаль, что разработчики забили на развитие игры.
В отзывах народ жалуется на однообразие игрового процесса. Что-то такое усматривается, да. Пичаль.

И я всё ещё именую игру лучшей в своём жанре по реализации настольной Вахи40к? Да.
"Лучший" не означает "хороший". "Лучший" означает "остальные -- ещё хуже". 🤷‍♂️

Ранее не опубликованных снимков не нашёл и поделюсь первым.
Оркота затоптала. Гвардейцы полегли, но огрины с щитами затащили бой.


Ранее встречал в Steam англоязычную идею того, что идеальным варгеймом во Вахе40К мог бы стать синтез Warhammer 40,000: Dawn of War с Warhammer 40,000: Sanctus Reach.

Набегал кадианцами в игре 16 часов.

6. Field of Glory 2 -- весьма недурной современный пошаговый варгейм про Древность и Раннее Средневековье, для ценителей варгеймов.

Гонял там кампанию за Понтийское царство ( аж три боя отыграл) и сыграл несколько отдельных боёв: в основном за тот же Понт и, разок, за ромеев времён Велизария.

Серпоносные колесницы в игре действуют не так эффективно, как в обоих частях Rome: Total War. Здесь действует ограничение в виде одной колесницы на армию и если после удара по врагу, на следующий ход его отряд не отходит/рассеивается, то колесница гибнет.

Примеры графики игры из числа ранее не публиковавшихся здесь снимков:

Финал кавалерийского боя в сражении Понта (бирюзовые флаги) против Боспора (малиновые флаги). Орды скифских всадников удалось остановить. Мышкой показан вражеский генерал с забавным именем.


Понтийский пехотный генерал с забавным именем и его фаланга (с бронзовыми шитами) затащили против масс боспорской пехоты и флангующей скифской кавалерии.


Игра в своей нише замечательная, вне всяких сомнений. Мнение же об игре, выложенное в 2020 году, так же остаётся актуальным и заслуживает помещения в эпиграмму %-))

Насражался в игре 9,5 часов.

7. Command Ops 2 -- пожалуй, тут самая высокая детализация в играбельных варгеймах* и это даже почти симулятор.

Приобщился к игре в 2015 году и тогда же оставил на форуме боевой репорт:
Давеча приобщился к демо-версии Command Ops Battles from the Bulge.
Основная боевая единица в игре - рота.
Доступная одна миссия, которую отыграл за немцев в обороне.

Немцы.
- пехотный полк (2 батальона по 3 роты, 2 миномётные батареи, батарея пехотных орудий).
- дивизион штурмовых орудий (целых 6 Штугов).
- противотанковый дивизион (1 батарея ПТО, 1 батарея ПВО).
- пару раз была доступна авиация.

США.
- 2-3 танковые роты
- 3 механизированных разведроты
- 5-6 рот на БТР
- 3-5 миномётных батарей
- 2-3 роты сапёров
- пара налётов авиации.

Расположились в двух деревнях, одна из которых у реки с мостом и дорогой, а вторая - на холме позади.
Если кратко, то американцы энергично атаковали, смели батальон прикрытия у реки, выбили ПТО и миномётчиков из деревни, потеряв две роты и выбив одну. Далее американцы начали копить танковый кулак для удара по второй деревне, начали выдвигаться, но немцы контратаковали штурмовыми орудиями при поддержке зениток и американцы отошли в первую деревню, на чем бой и завершился.

Казалось бы - унылые натовские значки, двигающиеся в реальном времени по неплохой схематичной карте, но таки понравилось! Захотелось продолжения.

В свободном доступе игру не нашёл. На сайте http://lnlpublishing.com/ игра стоит около 30 баксов. Некисло, по нынешним ценам...

Вот на этой карте происходило действие в демо-версии:
Полноразмерная версия картинки: https://cdn.akamai.steamstatic.com/steam/apps/521800/ss_71407cddf1aa4d59edad9ac0d322637ee749d435.1920x1080.jpg?t=1640939619



Если в игру вникнуть, то она раскроется. Жаль, у меня это так и не получилось.
Гонял в основном на работе, вызвав жэстачайшэе удивление у молодых коллег, упарывавшихся в Battlefield 4 и PUBG :o))

Игра представлена в Steam. Базовая версия распространяется бесплатно. А комплект всех DLC cейчас, на распродаже стоит 1903 pублей.

8. Armored Brigade - это фактически SPMBT (см. п.1) с причёсанной графикой и в реальном течении времени с управляемой паузой.

Об игре упоминал лишь один раз, недавно.
Опробовал её ещё в 2011 году. После суровых ATF/BCT игра выглядела глотком свежего воздуха.
Нагонял в игре аж полтора часа. Фоннат SPMBT, б :о))

Будет два самодельных скрина из осени 2019 года:

На первом показана перестрелка английского и советского БТРов с использованием штатных пулемётов. Как видим, оба противника попадают друг по другу, но без последствий. Лишь экипаж англичанина нервничает и подавлен.
Дистанцию в метрах на снимке не видно. Судя же по картинке это практически в упор -- метров 30-50.


На втором показан огневой взвод советской миномётной батареи, один из расчётов которой несколько минут назад был уничтожен вражеским огнём. Второе орудие целое, орудийный расчёт полный и продолжает вести огонь.


9. Ultimate General: Civil War -- визуальная часть прекрасна и тактика данной эпохи в популярных играх отражена крайне слабо.

Жаль, нет такой игры по наполеоновским войнам и войнам XVII-XVIII веков.
Гонял мало -- в обе части (+ ...:Gettysburg) суммарно около часа. И все разы меня жэстачайшэ выносили XD
Об игре у себя почему-то не писал.

На стороннем снимке видим интересную графику процесса боя в игре: дымы от ружейных залпов


10. Сталинград (2005) -- лучшее, что было на движке Блицкрига, IMHO.

Получилось душевно, атмосферно и детально, как в товаре штучного качества. В 2005 году даже сподвигло на написание репортов. Например, о прохождении 4 миссии.
Игра ВНЕЗАПНО представлена в Steam: https://store.steampowered.com/app/356260/Stalingrad/

А ещё там была классная музыка в новом жанре dub-metal от питерской команды Скафандр, которая на удивление пришлась весьма к месту. Местами онас музыка напоминала таковую в знаковой игре "Противостояние" от Наших игр.

Примеры:

image Click to view


image Click to view



Самодельный снимок из осени далёкого 2005 года.
Одиночный Ил-2 (должен быть одноместный, но тут не поймёшь) налетает на немчуру, занимающую железнодорожную станцию на дальних подступах к Сталинграду.


В наше время, игра доступна в Steam за 200 рублей.

* - примером неиграбельного варгейма служит ATF/BCT, в котором я понял, что достиг дна. Это была не игра, а тяжёлая, кропотливая, выматывающая работа.

game.exe, музыка, цитата дня, рапорта о боевых действиях, тесты_опросы_марафоны, варгеймы, combat mission, warhammer

Previous post Next post
Up