Художественный фильм "Калашников"

Feb 22, 2020 20:10

Как утомлённый поцреот-оружиедрочер, на глазах которого взорвался АКМ не мог пройти мимо новой кинопремьеры и сегодня засмотрел в кинотеатре сей фильмец.

image Click to view



Поскольку события происходили после 1945 года и имеют отношение ко второй половине ХХ века в целом, то история изобретения и эксплуатации современного стрелкового вооружения интересовала мало. Лишь увлечение арабо-израильскими войнами, исследование различных образцов (в том числе и STG-44) на работе и интересные заданные вопросы по ним вызывали всплеск интереса к конкретным моделям. Тем на менее, история разработки автомата Калашникова была не знакома и её не касался, кроме визгов паникёров на тему "Калашников слизал со Штурмгевера!!1", случавшихся лет 10-15 назад и пару лет назад, когда девочка-дизайнер поместила на эскиз памятника Калашникова взрыв схему StG-44.

Эпизод с боем, в котором Калашников получил ранение показан на троечку. Лучше всего такое было снято в х\ф " 28 панфиловцев" и в начале " Т-34". Виртуальный огонь на танке смотрелся ужасно нереалистично.
Огонь из РаК-36 показан с эффектными разрывами, которых от колотушки быть не могло по причине недостаточного фугасного заряда у её 37-мм снарядиков. Разрывы похожи на таковые от 76-мм снарядов или 82-мм мин. Как колотушка смогла поджечь Т-34 хотя бы и в борт? По идее, это могла быть надкалиберная кумулятивная граната, но показанные в кадре колотушки были с чистыми дульными срезами.

В процессе просмотра уж было начал радоваться, что в фильме нет гнусных деструктивных истеричек, роль которых в современном российском кино, как правило, отведена сотрудникам милиции, госбезопасности и партийным работникам, ан нет...
Эпизод с НКВДшником вышел дурацким по форме, содержанию и по логике повествования: зачём прибыл не объяснено, зачем провоцирует военнослужащего на распитие при транспортировке важного, секретного и опасного груза (допустим, конструктор поддался и капитан потерял бы конструктора, который бы по пьяни накосячил и всю партию бы судил трибунал), если военнослужащий не поддался на провокацию, то зачем было потом истерить в лесу, махая пистолетом, против более физически крепкого человека (и таким долбаёбам доверяют сопровождать груз такой важности?!), почему такой груз сопровождают всего двое?

Эпизод из детства с заряжанием поджига выглядел забавно и на 90% реалистичным. Хорошо хоть не показали, как из него стреляют :-) Интересно, где в деревне 20-30-х можно было найти такую металлическую трубку?

Тем не менее, в фильме о жизни конструктора и о его изобретениях показано крайне мало технических деталей процесса создания оружия от идеи до прототипа.
В эпизоде про первый образец (пистолет-пулемёт) в качестве заготовок показана снайперская Мосинка, из которой типа делается образец. Текстом и словом о процессе изготовления конструкции или о характеристиках самой конструкции (типа под 7,62-мм пистолетный патрон, в двумя режимами ведения огня, какой принцип автоматики? скорострельность? и т.п.) не сообщается. Зритель остаётся в неведении и лишь наблюдает магию про красивое ковыряние железочек, имеющую малое отношение к логике производства и сборки механизЪмов оружия.
Так же не показано, что первый экземпляр разрабатывался под пистолетный патрон 7,62х25, а новый экземпляр уже под промежуточный патрон 7,62х39. Видим лишь стреляные пули (детально) и гильзы (на расстоянии) в первом случае и гильзы -- во втором.

Не показано, чему так радуются испытатели на первом полигоне. Типа стреляет кучно на пистолетной дистанции? Но об этом не говорят. Просто показаны стрельба, попадания в мишень, радость. Генерал, проводивший испытания лично, стремителен как понос: пара-тройка очередей и решение принято. Испытания оружия включают не только стрельбу в показанном режиме. Чуть более подробно это показано на испытаниях в Москве. Но во всех случаях зрителю не объясняют сути испытаний и требований, предъявляемых к оружию (хорошо хоть о существовании тактико-технических требований сообщают!), давая лишь возможность оценить стрельбу после помещения в воду или песок.

Не показана логика конструктора, ход его мыслей. Не показаны обсуждения тех или иных технических решений при проектировании различных узлов и деталей изделия, из чего зрителю должно стать понятно, почему автомат получился именно таким и в чём состоит гениальность его конструктора.

Лишь Судаев говорит что автомат должен быть "простой как выстрел" и дедушка Дегтярёв оценивает дерзость и технические решения нашего героя по достоинству, сказав пару фраз.

Перед испытаниями показывают АК прототип, а на испытаниях показан АК заводской, причём не самых первых лет производства, как показалось.
На построении маршал Воронов называет автомат "А Ка сорок семь".
Вот этот приказ Министра вооружения СССР от 21.02.1948 говорит об изготовлении к 01.06.1948 в опытной серии автоматов АК-47. Скорее всего, полк солдат на построении был вооружён автоматами той опытной серии, по поводу окончания испытания которой и организовали построение с чествованием старшего сержанта Калашникова.
А это, вышедшее в следующем году постановление Совета министров СССР №2611-1033сс от 18.06.1949, говорит "новое стрелковое оружие именовать... 7,62 мм автомат Калашникова (АК)".

На фоне отсутствия фильмов о конструкторах оружия (про Кошкина не смотрел) этот фильм смотрится неплохим.

С учётом +1 балла отечественному производителю фильму присуждаю 7 промежуточных патронов из 10.

кино, военное дело

Previous post Next post
Up