Фото памятника Богдану Хмельницкому в г. Килия.1968г.
Созидательный труд килийцев, как и всего советского народа, прервало нашествие немецко-фашистских орд. 22 июня 1941 года Килия подверглась артиллерийскому обстрелу со стороны румынского города Килии-Веке (Старой Килии).
За годы румынско-немецкой оккупации только предприятия и учреждения понесли убытки в сумме 16 млн. руб.Разграблено и уничтожено имущество населения на сумму 2,9 млн. руб. Разрушено 24 тыс. кв. метров жилой площади. Отступая, оккупанты вывезли оборудование элеватора и судоремонтных мастерских
И только 24 августа 1944 город был освобожден.
.В Килие увековечили память о Дунайском десанте.2012г.
Тяжело было восстанавливать разрушенное оккупантами хозяйство города
.Но уже через два месяца со дня освобождения начали работать судоремонтные мастерские Мельницы , промышленные артели, пром- и мясокомбинаты, рыбозавод. Осенью 1944 года на базе судоремонтных мастерских создан судоремонтный завод, где производился текущий и навигационный ремонт судов. В 1947 году вступили в строй его литейный цех, токарное отделение и электростанция мощностью 250 киловатт.
Открылась городская больница на 25 коек. В октябре 1944 года начались занятия в средней, трех неполных средних и шести начальных школах. В них 35 учителей обучали 2,9 тыс. учеников. Возобновили работу городской клуб, кинотеатр, а также 13 предприятий торговли и общественного питания.
Еще более быстрыми темпами проходило возрождение экономики города после окончания войны. На ее восстановление государство ассигновало значительные средства. Наиболее крупным предприятием стал судоремонтный завод. Заводскую территорию часто при паводках затапливали дунайские воды. И потому решено было сооружать новые корпуса судоремонтного завода несколько в стороне от бывшей судоремонтной верфи, существовавшей еще со времени царской России. Строительство новых заводских корпусов началось в 1949 году. Вдоль берега Степного рукава Дуная раскинулись новые цехи: механический, корпусный, котельный, литейный, столярный, слесарно-монтажный, блок складов и другие объекты. Был пущен в эксплуатацию слип - сложное и большое автоматизированное хозяйство по подъему и спуску судов.
В результате активного участия всего трудоспособного населения восстановление городского хозяйства завершилось уже к началу 1948 года. Неуклонно увеличивали объем производства электростанция, кирпичный завод, механизированные мельницы, пищекомбинат, предприятия горкомхоза, элеватор. Появились два новых предприятия - маслозавод и винозавод. Уже в 1949 году промышленные предприятия города увеличили выпуск продукции по сравнению с предыдущим годом на 63 процента.
Рыболовецкая артель «Заветы Ильича» была возрождена в первые же дни после освобождения Килии. К 16 сентября 1944 года члены артели выловили и сдали на Банковский рыбозавод 9 тыс. кг рыбы.
За годы советской власти все это совершенствовалось,расстраивалось,строилось новое.Безработицы не существовало ,каждый трудоспособный житель города был трудоустроен.
Незалежной Украине , построенное руками дедов и отцов,оказалось ненужным,как и не нужны стали люди,работающие на указанных предприятиях.
Закрыли,развалили,разграбили…
Работающее население выгнали на улицу…Как говорят старожилы-хуже,чем при румынских оккупантах…
Что сейчас ,на 21 году независимости представляет собой районный центр Килия,можно почитать в статье Ю.Орлова «35 лет - эпоха Килийского Боделана!»
http://bessarabiainform.com/35-let-epoxa-bodelana/ Лично я бы не судила так строго одного Боделана,хотя и его большая доля в деле развала города и района присутствует .Но мне кажется,будь на его месте другой человек,ситуация была бы такой же,ну может быть чуть получше,похозяйственнее.
Роль личности на данном этапе истории города и района-несущественна.
Убийство СССР-вот что стало тем термоядерным взрывом,который коснулся и маленького районного центра,Килии,превратив его и все Придунавье из расцветающего в депрессивный край.
Не председатель райсовета виновен в том,что грузопотоки на Дунае уменьшились,порт,основной бюджетонаполнитель оказался не у дел.Не Боделан виновен в том,что Украине не нужны были в течение 20 лет новые суда,баржи,танкеры,в результате чего судостроительный завод ,также бюджетообразующий орган,еле сводил сводит концы с концами.
А нет основных наполнителей бюджета-нет денег на инфраструктуру,социалку,культуру и другие жизненноважные потребности…
Поэтому,у нашего края есть только один единственный шанс опять подняться,-это вернуться к тому формату, из которого нас вышвырнули в 1991г.незалежные дилетанты