Именно так хочется начать посвящение истории одесских китобоев, которая началась сразу же после Великой Отечественной войны.
Китобойный промысел уходит в далекие времена до нашей эры. Первыми профессионалами были баски (Испания, VIII век). В царской России эпоха китобойного промысла началась с Петра I. Китов промышляли норвежцы, канадцы, японцы, американцы и другие.
Наша же история началась 22 декабря 1946 г.
Из Ливерпуля (Англия) вышла в первый рейс в Антарктику АКР «Слава» - китобойная база ,доставшаяся СССР по репарации.
Ее построили в 1929 г. в Англии по заказу одной из норвежских компаний. В 1938 году «Викинген» (так тогда называлось судно) приобрела Германия. После Второй мировой китобаза успела дважды сходить в Антарктику под британским флагом.
СССР судно передали в 1946-м году. В ноябре этого года переименованная в «Славу» китобаза с 15-тью китобоями на борту отправилась в первое плавание к Южному полярному кругу.
С 1946 по 1959 годы «Слава» совершила 17 рейсов. Каждое ее возвращение в Одессу отмечалось городом как праздник.
Старшее поколение одесситов помнит, что возвращение китобойной флотилии было праздником для города: к фабричным гудкам присоединялись салюты стоящих в порту судов, Приморский бульвар, вся территория морвокзала были заполнены тысячами одесситов и гостей города, родственниками китобоев. Их встречали, как космонавтов.
По подсчетам многолетнего капитан-директора флотилии «Слава» Алексея Соляника, каждый поход в Антарктику приносил стране до 80 миллионов рублей прибыли!
Вклад китобоев в экономику, разрушенную войной, был очень весом. Китобои ежегодно вырабатывали десятки, позже тысячи тонн китового жира (пищевого, технического, медицинского), китового мяса, муки, печени, китового уса, амбры, спермацета.
И одновременно были заложены база научных исследований Антарктики по ее климату, фауне, гидрологии, биологии китообразных, а также технология переработки китового сырья. В суровых условиях, в шторм, пургу, туман, в окружении айсбергов, при обледенении судов, с перепадами давления охота на китов и весь процесс их переработки не останавливались. Это был настоящий трудовой подвиг.
Гарпунеры были настоящими богатырями. Вес снаряженного гарпуна достигал ста килограммов. И его нужно было зарядить в орудие, на скользкой палубе, китобойцу ,порой в девятибальный шторм.
Поэтому совершенно заслуженно китобой стал героем: одесские мальчишки бредили стрельбой из гарпунных пушек, юношей влекла суровая романтика.
Китобоям в Одессе была посвящена оперетта «Белая акация», а песня из нее - стала гимном Одессы, исполняемым курантами на здании мэрии.
27 июня 1957 года на стапеле Судостроительного завода имени И. И. Носенко в Николаеве была заложена одна из крупнейших китобойных баз своего времени «Советская Украина». Судно построили за два года и в октябре 1959-го «Советская Украина» из Одесского порта ушла в свой первый рейс в Антарктику.
«Слава» осталась работать на Дальнем Востоке, уступив место в Одессе новой флотилии - «Советской Украине».
И как итог-Советские китобойные флотилии в послевоенное время - особый феномен отечественной морской истории. Их даже называли в честь линкоров и броненосцев: «Слава», «Советская Россия», «Советская Украина» и даже «Юрий Долгорукий». Китобои считались элитой торгового и промыслового флота, а гарпунеры - элитой элит.Какая советская девушка не мечтала выйти за них замуж!
Кстати, китобазы имели двойное назначение. В случае войны их планировали использовать в качестве противолодочных кораблей.
В целом же история советского китобойного промысла закончилась намного позже, чем в других странах - в 1987 году.