была открыта екатерининским указом:
императрица потребовала, чтобы во всех трактирных заведениях для удовольствия всякого звания людей и
«для увеселения приходящих дозволить иметь билiарды».
В юной Одессе далеко не каждое из подобных заведений могло позволить себе такую роскошь. Бильярдные столы функционировали лишь в самых престижных - Клубной гостинице, коммерческом казино и т. п. Один из одесских рисунков Пушкина запечатлел эпизод синхронной бильярдной игры. Мемуаристы повествуют о бильярде у Воронцова, в доме Фундуклея, арендовавшегося для генерал-губернатора в 1823-1827 гг. Довольно скоро бильярд спустился из великосветских салонов в повседневный быт, на юге сложилась своя бильярдная школа. Игра практиковалась в городских кофейнях - в Ботаническом и Казенном садах, далее - во многих трактирных заведениях. Появились учителя-наставники, давашие за солидную плату открытые уроки в ресторациях. Элитарным центром бильярда сделался Горсад (ресторан Алексеева) и располагавшаяся на противоположной стороне Дерибасовской гостиница "Франция". Хорошие залы имелись в ресторанах гостиниц "Одесса" ("Белый Лебедь"), на Преображенской, "Флоренция" ("Новый Свет"), на Греческой, в пивной Якова Степанова (он был первым местным производителем бильярдных аксессуаров), на Ришельевской, и др., кстати, в первом "Гамбринусе", в доме Маюрова.
Что любопытно, нынешний "Гамбринус" занимает помещение бывшего трактира "Париж", прославившегося своими бильярдными баталиями, в том числе - кулачными.
"Трактир этот только носит название «чайного», но в сущности есть притон праздношатающегося люда, где выпивка и игра на биллиарде составляют главное удовольствие посетителей. Там составляются партии для так называемого «обувания» на биллиарде неопытных и подгулявших игроков, обувания, в котором принимают участие нередко и мальчики не старше 12-14 лет. Кулачное право там тоже в полном ходу. Самая ужасная непечатная брань висит в воздухе. Кражи денег и вытаскивание из карманов - практикуется постоянно и наказывается самосудом" (1874).
"В трактире этом - девять бильярдов, дающих, как мы слышали хозяину дохода: в праздничные дни - до 50-60 руб., а в будни - от 25 до 30 руб. Здесь в большом ходу батифон (игра в 2 шара, белый и цветной - О. Г.), одна из азартнейших игр. На игры и разгульное веселье собираются большею частью рабочие люди, зачастую оставляющие в трактире всё до рубашки. Не мешало бы в интересах рабочего люда парализовать слишком широкую программу действий девятибиллиардного трактира. Кстати: все остальные трактиры в городе, сколько нам известно, имеют не более 1 и 2 бильярдов» (1875).
Чтобы ориентировались в цифрах: акцизный сбор с трактирного заведения составлял 200 руб. в год, литр водки стоил 50-70 коп., французское шампанское - 3 руб. бутылка, русское - 1.50, ординарное вино - от 40 коп. бут.
Олег Губарь.
Р.С.
Трудно найти человека, который бы не помнил легендарный фильм "Место встречи изменить нельзя" и знаменитую сцену в бильярдной, где Жеглов не только обставил Копченого, но и "расколол" того на признания. Гораздо менее известно, что Высоцкий и Куравлев, играющие заядлых биллиардистов, вообще не умели "катать шары". За них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы.
Большая часть фильма «Место встречи изменить нельзя» снималась в Москве. Но сцену в бильярдной режиссер Говорухин решил снимать в одесской бильярдной, что стояла над морем в парке Шевченко. Там художнику фильма даже менять ничего не пришлось. Замызганные полы, старые экслюзивные столы , обшарпанные стены - полный букет послевоенной действительности. Высоцкий ехал на съемку с Мариной Влади. Пока внутри бильярдной шла репетиция, Марина сидела на скамеечке у входа и наслаждалась ласковым одесским солнцем. И вдруг мимо идут морячки-курсанты. Увидели красавицу Марину и просто окаменели. И тут один из них говорит товарищам: «Это же Марина Влади! Та самая! Братва, айда в бильярдную, - видать, там Володя Высоцкий шары катает! » Марина Влади, хоть и французская кинозвезда, но русских корней, услышав такое, только тяжело вздохнула: разве мог ее успех в десятках картин соперничать с картинно положенным в лузу шаром? С этим немыслимо было соперничать, особенно в Одессе.