Значитъ, стиховѣденiе: курсъ молодого бойца

Mar 07, 2020 14:53

Значитъ, такъ. Все, что будет дальше, гораздо лучше изложено въ книгахъ М.Л.Гаспарова «Современный русскiй стихъ», «Очеркъ исторiи русскаго стиха», «Очеркъ исторiи европейскаго стиха», «Русскiй стихъ 1890-1925 гг. въ комментарiяхъ» и «Метръ и смыслъ». Къ тому же это образцовая русская проза. Такъ что если у васъ есть такая возможность, не тратьте время на меня, а читайте Гаспарова.
Начнем с дѣтскаго вопроса: «Чѣмъ стихи отличаются отъ не-стиховъ?» Довольно быстро удается напомнить, что стихи безъ риѳмы бываютъ (Гомеръ, Шекспиръ, хокку и пирожки). Что стихи бываютъ безъ размѣра, объяснить чуть сложнѣе (половина текстовъ Кузмина, «Она вошла съ мороза…» и «Когда вы стоите на моемъ пути…» Блока, «Мои читатели» Гумилева) - у многихъ всегда остается подозренiе, что это какъ-то не совсѣмъ стихи. Тѣмъ не менѣе, верлибры (это такъ называется) стали основной стихотворной формой современной поэзiи во всѣхъ ведущихъ европейскихъ поэтическихъ традицiяхъ, кромѣ русской, такъ что не считать ихъ стихами не получится.
Тогда у насъ остается единственный признакъ - стихи пишутся въ столбикъ, то есть подѣлены на относительно короткiе соизмѣримые отрѣзки.

Тутъ возникаетъ первая большая развилка: чѣмъ будемъ измѣрять эти соизмѣримые отрѣзки? Для соизмѣримости надо же имѣть возможность сказать «Этотъ стихъ короче вонъ того на три этихъ … ну, скажемъ, на три сепульки». Два напрашивающихся отвѣта: «слогами» и «словами». Выбирая одинъ изъ нихъ, мы выбираемъ систему стихосложенiя: въ первомъ случаѣ силлабическую (от греческаго слова «слогъ»), во второмъ - тоническую (отъ слова, означающаго ударенiе). Обѣ онѣ въ русскомъ стихѣ существуютъ (хотя силлабика все же скорѣе «существовала»), но подавляющее большинство текстовъ написано не ими.
Очень рано (собственно, примѣрно тамъ, докуда проникаетъ нашъ взглядъ) придумали еще одинъ способъ соизмѣренiя строкъ. Почти во всѣхъ языкахъ слоги между собой чѣмъ-нибудь различаются: ударностью-безударностью, долготой, тономъ… И если ихъ располагать внутри строки не случайнымъ образомъ, а въ какомъ-нибудь порядкѣ, получится вполнѣ подходящая "сепулька" - стопа, группа слоговъ, сгруппированная по вотъ этому различительному признаку. Основная русская система стихосложения имянно такая, «силлабо-тоническая» (то есть стопа строится на ударенiи, потому что ни долготы, ни музыкальнаго тона у насъ въ языкѣ нѣту).

Античный стихъ - силлабо-метрическiй (это почти какъ у насъ, только стопа строится не на ударности-безударности, а на долготѣ-краткости), библейскiй - тоническiй (и вообще работаетъ съ повторами синтаксическихъ фигуръ). Въ новой Европѣ французы, италiянцы и поляки пишутъ силлабикой, нѣмцы, голландцы и англичане - силлабо-тоникой, а сейчасъ всѣ они перешли, какъ уже было сказано, на верлибръ. Остальныя традицiи въ Россiи въ общемъ малоизвѣстны.

литературоведение, филология

Previous post Next post
Up