Некоторые парадоксы и особенности антитабачного закона

Jun 06, 2014 13:52

Всё… Наркоторговлю победили, алкоголиков в России нет, все болезни изучены и излечены, бюджетники получают столько, что на вакантные места стоят километровые очереди, а наши бабушки-пенсионерки летают на старости лет по всему миру - благо пенсии позволяют… И только когда эти важные задачи оказались решены - борьба с табакокурением стала приоритетной, а курильщики, превратившиеся силою ФЗ-15 в изгоев, объявлены главными врагами здорового человека.
Нет никаких сомнений, что курение наносит вред не только самому курильщику, но и окружающим. Однако вместо «золотой середины» в борьбе с табаком, выбран край - ФЗ-15, по своей сути, является карательно-запретительным. Конечно, воспитательно-просветительская составляющая присутствует в тексте антитабачного закона, однако, что в средствах массовой информации, что на официальном уровне, а, главное, в умах людей, ФЗ-15 представляется всё-таки карательным. При разработке этого нормативно-правового акта видимо не был принят во внимание как советско-российский, так и мировой опыт глобальных запретов. Вместо принципа постепенности борьбы с курением в ФЗ-15 использован хирургический принцип: запретить - и никаких гвоздей (хорошо хоть в тюрьму не сажают). По уму необходимо было сначала сделать акцент на просветительские меры, а после того, как они дадут первый результат, что может случиться как через 5, так и через 25 лет - применять уже ценово-налоговые меры. Меры же карательные должны быть самыми последними - когда количество курящих станет много меньше, чем количество некурящих. Сейчас же в РФ курит две трети мужчин и треть женщин, а это значит, что бескомпромиссный ФЗ-15 ограничивает в правах практически половину населения России.
Не думаю, что производители табака пострадают от антитабачного закона. Проведя опрос множества своих знакомых курильщиков, я не нашёл ни одного, готового бросить курить из-за принятого закона, то есть из-за введения системы запретов и штрафов и увеличения цен. То есть количество продаваемых табачных изделий по стране не уменьшиться, а цены на сигареты - уже поднебесные. Пачка сигарет, которые курю я, с января 2009 года подорожала с 10 рублей  до 50 рублей, то есть на 400%. Вместе с тем инфляция за тот же период составила 39%. Таким образом, табачные короли, не приложив каких-либо усилий, и, более того, снизив свои расходы на производство за счёт отказа от рекламы, увеличивают свою прибыль. Вопрос - за чей счёт - риторический. Здесь можно переиначить известный анекдот.  Сын, узнав о подорожании сигарет, спрашивает у отца: «Папа, теперь ты будешь меньше курить?» - «Нет, сынок, это ты будешь меньше есть!»
С вступлением в силу закона в отношении образовательных учреждений (1.06.2013), я, как законопослушный гражданин и как преподаватель, обязанный быть положительным примером, выходил за пределы своего вуза и только потом доставал сигарету. И как-то один из начальников сделал мне замечание, упомянув о мифических 15 метрах. Пришлось ему (правда недолго) объяснять, что это требование распространяется только на вокзалы, метро и т.п. И сейчас в «кухонных» разговорах и даже в СМИ часто можно услышать о 15-метровой «зоне отчуждения» для любых объектов, указанных в ФЗ-15, но это заблуждение - достаточно прочитать внимательно статью 12 Закона.
Однако не все наши преподаватели в перерыв успевают выйти на территорию учебного заведения, дымя в ближайшем к аудитории туалете (иногда и сам грешу). Вместе с тем, используя «оригинальные» формулировки ФЗ-15, можно спокойно доказать, что курящий в туалете закон не нарушает.
Итак, согласно пункту 1 части 1 статьи 12 ФЗ-15 запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг. Определимся с понятиями «помещение» и «образовательные услуги».
Помещение - это пространство внутри здания, имеющее определенное функциональное назначение и ограниченное строительными конструкциями (СНиП), то есть четыре стен с потолком без внутренних перегородок.
Ни в Законе РФ «Об образовании», ни в других нормативных правовых актах, регулирующих образовательную деятельность, официального определения образовательных услуг не содержится. Обобщая и утрируя определения, данные этому понятию в различных научных трудах, можно прийти к следующему: образовательные услуги - это процесс передачи знаний, умений и формирование навыков с целью достижения обучаемым определенного уровня воспитания и обучения.
Очевидно, что те же туалеты, а так же коридоры, служебные помещения и т.п. являются помещениями учебного заведения, непосредственно не предназначенными для оказания образовательных услуг, и, следовательно, формально не попадающими под действие антитабачного закона. То же самое можно сказать и о территориях, а также о медицинских и других услугах, упомянутых в ФЗ-15. Правда, большинство руководителей учреждений образования, здравоохранения и культуры разрешают ситуацию просто - локальными актами устанавливают запрет курения табака в помещениях и на территориях учреждения. Остаётся вопрос - кто же пишет и принимает законы с подобными формулировками?
А пока во время начавшейся новой «охоты на ведьм», мы, курильщики, будем дымить с оглядкой по сторонам, постепенно превращаясь в кинговских «людей десяти часов утра». Но курить будем! Как и надеяться, что в России, к сожалению как всегда, строгость антитабачного закона будет компенсирована необязательностью его исполнения.
Бросим же курить только тогда, когда, имея свободу выбора, дойдём до этого сами, а не под палкой государства.

антитабачный закон

Previous post Next post
Up