Самая прямая дорога в Арктике - кривая

Mar 22, 2020 18:59

В апреле 2020 года 14 московских школьников отправятся в Большую Арктическую Экспедицию.

Организатором экспедиции является Центр дополнительного образования «Лаборатория путешествий» при сопровождении Городского методического центра Департамента образования города Москвы и ее руководителя Матвея Дмитриевича Шпаро.

Организаторы объявили конкурс «Полюс Зовет!», посвященный Арктике, в котором я принимаю участие своим постом об атомном ледоколе «Ленин».



[Spoiler (click to open)]

Знаете ли вы, как и кто управляет ледоколом и каким образом они «раскалывают» льды? При каких температурах даже ледокол может застрять во льдах? И кем двести с лишним лет назад было предсказано развитие Арктики?

В августе прошлого года блогеры - участники Арктического Нефорума в Мурманске - отправились на экскурсию на ледокол «Ленин». Экскурсию с нами провел Владимир Блинов, большую часть жизни посвятивший работе, связанною с морем.



Это была не просто экскурсия "посмотрите налево, посмотрите направо", он рассказывал о ледоколе, как о живом человеке. О том, что его строила вся страна, о могуществе нашей державы, о первом капитане, достигшим Северного полюса, о Юрии Гагарине, который тоже имеет отношение к ледоколу, о том, как осуществляется навигация во время движения и ещё много о чем.



За время существования музея на ледоколе «Ленин», его посетило около 450 тыс. человек. Чтобы сделать из ледокола музей, было потрачено около 120 млн рублей.



Экскурсия длилась, наверное, часа полтора. После ее окончания Владимиру Блинову аплодировала вся группа.

Начнем по порядку. Во время движения ледокола в рубке одновременно находятся два штурмана, два матроса и два радиста. Главный человек на мостике - старший вахтенный штурман.





Он отвечает в целом за все движение каравана, второй штурман находится в штурманской рубке, он занимается курсопрокладкой и картами: фиксирует пройденный путь - это официальный документ на случай ЧП. Прокуратуре надо будет что-то предъявить, если что, поэтому все передвижения на карте тщательно фиксируются. Кроме этого, он прокладывает примерный дальнейший путь, чтобы была какая-то ориентировка, как лучше дальше двигаться.

Из двух матросов один - рулевой, второй - порученец, время от времени он подменяет рулевого матроса, т.к. ему не положено сидеть во время четырехчасовой вахты.



Ну и радисты: без связи - сами понимаете, во льдах делать нечего.



Как уже было сказано, старший вахтенный штурман отмечает за все движение каравана. Его задача - осуществление маневра судна.

Маневр - это гарантия безопасности плавания во льдах. Самая большая беда, которая подстерегает ледокол, а точнее - тех судов, которые караваном идут за ним, что если ничего не делать, то канал, по которому вслед за ледоколом движутся суда, захлопнется со всеми вытекающими последствиями.

Единственный способ избежать этой беды - маневрировать. Ледовое сжатие зависит от направления дующего ветра. Если мы развернем караван с помощью маневра, ветер уже не будет прессовать, и можно продолжить нормальное плавание. Правда, нет никакой гарантии, что это надолго. Ветер начнет дуть с другой стороны, все повторится. Как говорят моряки-ледокольщики, самая прямая дорога в Арктике - кривая. Караван все время идет зигзагами и маневрами.

Что касается самого ледокола, то для него лед не так страшен. Корпус ледокола имеет округлую форму, благодаря чему при ледовом сжатии лед его не раздавит. Лед его выталкивает и приподнимает. Далее ледокол сокрушает ледовый массив путем давления на него своей массой. Вес ледокола «Ленин» - 19 400 тонн. И всей этой массой он проламывает лед. То есть само название "ледокол" неправильное. Он ничего не колет, он давит лед.

Пытались применять разные способы движения во льдах - бесполезно. Это - единственный способ - подняться надо льдом и продавить его. Чтобы ледокол смог приподняться надо льдом, носовая честь имеет наклон в 45 градусов с тем, чтобы, подойдя к ледовому массиву, он смог приподняться над ним, а затем разрушить его.

Остальные суда устроены иначе и самостоятельно ничего сделать не могут.

В результате низких температур спрессованный лед становится очень прочным. При температуре минус 45-50 градусов твердость льда становится равной твердости стали. И тогда возможно даже атомный ледокол остановить. Бывает, что ледоколы останавливаются. В стальном массиве не очень-то разгуляешься.

Может ли такой лед нанести ущерб ледоколу? Как таковых, пробоин не было. В ледоколе предусмотрено все, чтобы сохранить его плавучесть, даже если два отсека затопит.

В советский период самый продуктивный год был 1987. По трассе Северного Морского Пути (СМП) было проведено грузов около 7 млн тонн. В основном - это были внутренние грузоперевозки. Сегодня же упор делается на международные перевозки. В 2018 году было перевезено 21 млн тонн - в три раза больше. К 2024 году планируется 80 млн тонн в год, к 2030 - 100 млн тонн. Сейчас идет процесс интенсивного подъема Арктики, каждый год грузооборот удваивается.



Самая важная позиция в этом процессе - ледоколы. Их очень мало. Ждем появления новых с мая 2020 года - будет выпущено три ледокола.

Наши предки все до нас продумали. Еще Михайло Васильевич Ломоносов двести с лишним лет назад сказал, что богатство России будет прирастать Сибирью и морями ледовитыми.



Похоже, это время приходит…

#Арктика #ЖЖ #Полюсзовет #Шпицберген #конкурс



путешествия, ледокол, Север, #ЖЖ, Ленин, #Шпицберген, Арктика, #Арктика, #Полюсзовет, Россия, #конкурс

Previous post Next post
Up