Всероссийский научно-практический семинар "Проблемы и перспективы современного хорового исполнительс

Mar 31, 2009 23:45


«ИДИТЕ В ХОРЫ И ОБРЕТЁТЕ ГАРМОНИЮ»

(Роберт Шоу)

Если есть в музыке что-то по-настоящему царственное, так это человеческий голос... А если собрать в одновременном звучании много голосов, происходит просто что-то совершенно удивительное  - хоровое пение. Сколько в нём величия, торжества и силы искусства!

И ведь хор еще чем замечателен? Он замечателен тем, что для того, чтобы добиться вот такого слитного прекрасного пения, люди, которые собираются вместе, должны обязательно слушать друг друга. Они должны прислушиваться друг к другу, ориентироваться один на другого, силу свою голосовую один по другому равнять. Хор -  пример удивительного братского отношения друг к другу, братского взаимодействия.

Слушать и слышать - необходимое условие не только хорового пения, но и творческого роста любого образованного музыканта.

Совершенствованию профессиональных навыков дирижера хора и был посвящен Всероссийский научно-практический семинар «Проблемы и перспективы современного хорового исполнительства» для преподавателей хоровых дисциплин детских музыкальных школ, детских школ искусств и средних специальных учебных заведений РБ проходивший с 26 по 27 февраля в Октябрьском музыкальном училище. Организаторами мероприятия выступили Министерство культуры и национальной политики РБ, Республиканский учебно-методический центр (РУМЦ) по образованию, администрация города Октябрьского и хозяева семинара. Долгая и серьезная подготовка важного мероприятия принесла свои плоды - в семинаре приняли участие известные музыканты и педагоги. В качестве выступающих на семинар были приглашены мастера хорового искусства России и Башкортостана - заведующий кафедрой хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории (академии) имени М.И.Глинки, профессор Виктор Куржавский, руководитель муниципального академического хора г.Сухой Лог Свердловской области Владимир Грозин, заведующая кафедрой хорового дирижирования Уфимской государственной академии искусств имени З.Исмагилова, профессор Ризаля Бикмухаметова, преподаватели и руководители хоровых коллективов Уфимской Государственной академии искусств и училища искусств.

Программа семинара оказалась весьма насыщенной, его участники не покидали зал с утра до позднего вечера, ощущая себя не только слушателями, но и периодически превращаясь в большой хор. Да-да! Доцент кафедры хорового дирижирования УГАИ Э. Н. Эдиханова   подкрепила тезисы доклада «Воспитание вокального слуха в хоре» практическими упражнениями, в которых принял участие «хор» в зале.

А открылся семинар интересным и весьма познавательным с исторической точки зрения разговором о становлении хорового искусства Башкортостана. Заслуженный деятель искусств России и Башкортостана, заведующая кафедрой хорового дирижирования Уфимской государственной академии искусств, профессор Ризаля Миннуловна Бикмухаметова  - личность, чья жизнь в музыке связана с темой доклада самыми непосредственными связями. Несомненно, этот факт не мог не добавить особую теплоту и искренность в интонацию докладчика.

Весьма информативным оказалось сообщение преподавателя Уфимского училища искусств, руководителя хорового класса, А. Е. Дерипаска, поведавшей о самых современных тенденциях в хоровом исполнительстве. Речь шла о хоровом театре - явлении, постепенно завоевывающем все более прочные позиции в хоровом искусстве, некоторых других, порой авангардных поисках в области хоровой музыки.

Естественно, с большим интересом ожидалось выступление гостя из Нижнего Новгорода, заслуженного деятеля искусств России, заведующего кафедрой хорового дирижирования Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, профессора В. А. Куржавского. В программе доклад значился под названием «О культуре дирижерской пластики». На самом деле появление на сцене В. А. Куржавского превратилось в горячий, заинтересованный и даже страстный  разговор о дирижировании (и не только хоровом), о личности артиста, о духовности музыканта, о его жизненных ориентирах, о музыкантских впечатлениях, о репертуаре и его формировании. Обаяние творческой личности В. А. Куржавского, разговор об искусстве  оказались намного мощнее по воздействию и шире заявленной темы. Хотя чисто практическое значение акцента на дирижерском «мусоре», как выразился сам докладчик, недооценить невозможно.

Еще три доклада были посвящены хоровому репертуару (заслуженный работник культур России и Республики Башкортостан, руководитель хорового класса Октябрьского музыкального училища Ю.Г. Исаева), созданию самодеятельного хорового коллектива и организации его работы (заслуженный работник культуры России, руководитель муниципального академического хора г. Сухой Лог В. Я. Грозин) и обобщению опыта работы с хоровыми коллективами ( заслуженный деятель искусств России и Республики Башкортостан, главный хормейстер Башкирского Государственного театра оперы и балета, профессор  Э. Х. Гайфуллина)

Венчал первый день семинара «Хоровой калейдоскоп»  -  большой концерт, в котором приняли участие многочисленные хоровые коллективы детских музыкальных школ и Октябрьского музыкального училища.

Вторая половина семинара имела практическую направленность -  по сути это был мастер-класс, три хоровые репетиции. Э.Х. Гайфуллина  помогала «отточить» программу детским  хорам из ДШИ №1 и 2, а В. А. Куржавский  работал с хором ОМУ. Вот тут-то и материзовалось многое из  того, о чем накануне говорил профессор! Интеллект, глубокое понимание творчества композитора, музыкантская и общекультурная образованность дирижера, его голос и руки буквально на глазах вдыхали смысл и верную интонацию в звучание Рахманинова, а концертмейстер хора улавливала каким-то шестым чувством любой его посыл. Конечно же, такие вещи не забываются - после репетиции наши  студенты-хоровики долго были под впечатлением от общения с мэтром.

Традиционный «Круглый стол» завершил семинар. Приятно, что хор Октябрьского музыкального училища был приглашен выступить на одном из хоровых форумов Башкортостана, который состоится в начале апреля в Уфе.

(с) Е. Шайхутдинова. 2009

Previous post Next post
Up