После того как мы
встретили каноэ Hōkūle‘a из кругосветного путешествия, празднования, посвященные его возвращению продолжались еще несколько дней. Hōkūle‘a отбуксировали по каналу Ala Wai к Hawaii Convention Center. Там проходили различные мероприятия, включая встречи с членами экипажа и выставки. Также все желающие смогли подняться на каноэ, посмотреть, как оно устроено, а еще узнать из первых уст о том, как живется на нем во время плаваний.
В дополнение для себя мы открыли еще одну смотровую площадку. Как оказалось, с террас конференц-центра открываются великолепные виды на Вайкики, канал, горы, и даже виден океан. Hawaii Convention Center также использовали во время съемок сериала LOST в качестве Сиднейского аэропорта.
Сначала мы хотели посмотреть на Hōkūle‘a со стороны, поэтому прошлись по противоположной стороне канала. Видно было, что людей пришло достаточно много. Даже думали, что не попадем на борт, так как на сайте все пропускные билеты были разобраны задолго до мероприятий, и мы могли надеяться только на живую очередь.
Теперь через мостик пройдем к Hawaii Convention Center. Кстати, все мосты через канал достаточно небольшие. Разводных тоже нет. Чтобы доставить сюда Hōkūle‘a, нужно было снять мачты и дождаться отлива. Мост, под которым требовалось провести каноэ, не арочный, как на фото ниже, но тоже достаточно низкий. Также, чтобы немного опустить судно, чтобы оно могло пройти под мостом, пригласили волонтеров. На борту в тот момент находилось более 65 человек. Такую же операцию команде приходилось провести и в 2000 году. Волнения в этот раз добавило повышение уровня моря.
Очередь шла очень быстро, за что большое спасибо организаторам. Они старались пропустить всех и всем дать возможность осмотреть каноэ. Единственный минус - времени на борту давали немного. Люди в желтых футболках плавали на Hōkūle‘a, поэтому могли ответить на любые вопросы посетителей.
Каноэ очень небольшое, из-за чего каждый сантиметр тут продуман. Во время кругосветного путешествия одновременно на борту находились 15 человек, поэтому очень важно иметь со всеми хорошие отношения, что не всегда легко. Смена одной команды длилась три месяца, но не знаю, как часто они возвращались на каноэ для прохождения следующего участка.
Места для сна достаточно тесные и не очень удобные. Они находятся по бокам палубы и покрыты брезентом. Каждое место расчитано на двух членов экипажа, которые спят посменно. Здесь же в специальных ящиках складываются все личные вещи, которые потом накрывают доской и матрацем.
А тут видно, что даже корпус судна используется для хранения.
Навигация осуществлялась только традиционным способом, с помощью звезд, солнца, воды, ветра и т.д. Но для повседневной жизни некоторые современные технологие на борту все же были использованы. Например, каноэ оснащено солнечными батареями. Также есть радио.
Ванной и туалета на Hōkūle‘a нет. Справлять нужду приходится за борт, пристегнувшись сначала ремнями безопасности, которые находятся по бокам каноэ. "Смыв" зависит от того, как быстро идет судно и насколько спокойно море. Купание осуществляется на корме с помощью ведра, которым подтягивается морская вода из океана. Также используется специальное морское мыло, которое делает купание в соленой воде более освежающим. Все члены экипажа уважают потребности других, поэтому во время туалетных процедур уходят в сторону. Если в плавание отправляются женщины, вешают шторку.
На время плаваний команда запасается пресной водой для питья и приготовления пищи. На рейс в 30 дней берется сорокадневный запас. Экипаж также собирает дождевую воду для приготовления пищи и купания.
Готовят на двухконфорочной газовой плите, зафиксированной в металлическом ящике посередине каноэ. По необходимости еда, которую готовят на борту - это либо консервы, либо что-то из коробки. Она идет в дополнение к рыбе, которую удается поймать. Во время длительных путешествий еда является не просто необходимостью. Приемы пищи - это те из немногих моментов, когда вся команда находится на палубе одновременно. Во время скучных или дождливых дней совместный обед или ужин может значительно улучшить настроение и поднять моральный дух экипажа. Назначенный повар составляет меню, ведет инвентаризацию и готовит. Кстати рыбалка здесь - не форма досуга, а обязанность одного из членов экипажа, который каждый день устанавливает снасти.
Управлять каноэ - задача не из легких. Каждый на борту имеет свое назначение. Члены команды работают посменно - по четыре часа с перерывом в восемь часов. Во время шторма расписание может меняться. Дежурные отвечают за управление каноэ и поддержание его в хорошем состоянии. У каждой вахты назначается капитан. В свободное время они отдыхают, читают, занимаются музыкой, пишут в свои дневники, стирают белье или просто любуются океаном. Главное - не болтаться под ногами у тех, кто находится на дежурстве. Тоска по дому в длительных путешествиях неизбежна, поэтому все стараются поддерживать друг друга. За поддержание духа команды, а в особенности новичков, ответственны бывалые моряки.
Как я сказала выше, чтобы обеспечить безопасное и эффективное плавание, каждый член команды имеет свою работу. Обязанности варьируются от штурмана до человека, чьей единственной задачей является документирование в исторических целях всего, что происходит на борту. Документаторы делают как письменные, так и видео и аудиозаписи. Рулевой несет ответственность за каноэ и экипаж. За ним всегда последнее слово касательно курса каноэ. Как правило, он работает согласованно со штурманом и капитаном. Часто роли штурмана и рулевого выполняет один человек. Он всегда должен знать местонахождение судна, поэтому не спит в течение двадцати часов. Как правило он находится в кормовой части судна и передает команде информацию о направлении через капитана. Никаких других обязанностей на борту не имеет.
Главной обязанностью капитана Hōkūle‘a является безопасное управление каноэ, что также предполагает набор квалифицированной команды и организацию подготовки каноэ к плаванию, что может включать ремонт, покраску и уборку судна. Капитан также курирует подготовку продуктов, воды и необходимого инвентаря для путешествий. Во время плавания капитан отвечает за коммуникацию с другим каноэ (во время кругосветного путешествия это было каноэ Hikianalia).
Каждый командир смены ответственен за слаженную работу своей смены и выполнение командой инструкций капитана. Он отвечает за то, чтобы все начинали дежурство вовремя, а также за поддержание хорошего состояния каноэ, включая уборку после еды. Командир смены наблюдает за безопасностью, здоровьем и моральным настроем экипажа.
Когда Hōkūle‘a уходит в длительные плавания, на борту всегда находится квалифицированный врач, в обязанности которого входит наблюдение за состоянием здоровья экипажа, а также сбор необходимых медикаментов и оборудования перед путешествием. Плотник контролирует все ремонтные работы на каноэ и ведет инвентаризацию необходимого инструмента. На борту также имеется электрик. Специальный человек отвечает за все системы безопасности. На судне должны быть спасательные жилеты, спасательные круги, фальшфейеры и огнетушители. Также все члены экипажа должны знать, что делать в случае пожара или если человек окажется за бортом. Но главной задачей каждого является умение быть частью команды.
Я уже упоминала в
первой части, почему Hōkūle‘a теперь всегда отправляется в сопровождении другого судна. Так вот, когда каноэ перевернулось недалеко от Молокаи, а подмога не приходила, знаменитый серфер Эдди Айкау, который был одним из членов экипажа, решил добраться до острова на своей доске. Сначала на нем был спасательный жилет, но он решил его снять, так как тот мешал ему грести. С тех пор Эдди никто не видел. Команду позже спасли, а на поиски Айкау была отправлена самая большая в истории Гавайев поисковая группа. Тем не менее все попытки были тщетны. Теперь на Hōkūle‘a есть памятная доска с фразой из Евангелия от Иоанна: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя."
При жизни Эдди Айкау был легендой. Он был первым спасателем залива Waimea Bay, известного своими огромными волнами. За годы своей работы он спас более 500 человек, а за время его дежурств никто не утонул. Эдди был отважным, открытым и добросердечным парнем, которого любили и уважали все. В память о легендарном спасателе компания Quiksilver организовала соревнования в Waimea Bay, которые получили название "The Eddie". Участвовать в нем можно только по приглашению. Путем голосования отбираются 28 серферов. Главным условием также является высота волн, которая должна составлять не менее 30 футов и быть стабильной весь день. Во время самого первого соревнования волны были настолько опасными, что организаторы сомневались в его проведении. Но один из участников сказал, что Эдди бы пошел (Eddie would go), и все состоялось. С тех пор эта фраза стала крылатой.
Теперь пойдем исследовать здание Hawaii Convention Center и любоваться видами. На крыше центра расположена большая терраса, на которой даже есть небольшой садик. Все это мы обнаружили, когда приходили сюда на встречу с кото-папой Джексоном Гэлакси (Jackson Galaxy), что проходила в ту же субботу, что и прибытие Hōkūle‘a. Тогда я тоже немного пофотографировала, но время поджимало. Естественно, мы не могли не подняться сюда еще раз, когда пришли посмотреть на каноэ.
Красивый вид на Вайкики и даже видно Hōkūle‘a.
Отсюда видны океан и Magic Island, где мы встречали Hōkūle‘a.
С верхних этажей конференц-центра к каналу Ala Wai ведет красивая лестница.
По каналу многие занимаются греблей на сопортивных байдарках и каноэ.
Со стороны гор, к сожалению, террас нет. Но с некоторых окон видно эту долину.
Внутри центра проходили различные мероприятия, организованные Полинезийским обществом морских путешествий. Здесь можно было поговорить с членами экипажа, почитать образовательные стенды, послушать речи путешественников.
Недавно здесь также открыли небольшую выставку, посвященную Hōkūle‘a и морским путешествиям. В правом верхнем углу на фото - Эдди Айкау.
Гавайские и полинезийские мотивы можно найти повсюду.
Вестибюль.
Помнится сцена из LOST, в которой Джек улетал из Австралии. Здесь были установлены стойки регистрации.
Перед зданием стоит скульптура под названием "The Water Giver" (Даритель воды), что по идее символизирует щедрость и доброжелательность гавайцев по отношению к гостям.