Вот уж куда практически не ступает нога обычного туриста на Оаху, так это в Hawaii’s Plantation Village. Это музей под открытым небом в виде небольшой деревни, который рассказывает о жизни на Гавайях, когда процветали плантации, на которых выращивали сахарный тростник (1850-1950 гг.). Деревня состоит из реплик и отреставрированных построек того времени, включая дома различных этнических групп, представители которых работали на плантациях (гавайцев, китайцев, португальцев, пуэрто-риканцев, японцев, корейцев, филиппинцев), магазин, парикмахерскую, общественную баню, офис.
Перед поездкой я читала различные отзывы об этом музее. Благодаря им узнала, что лучший день для посещения понедельник, так как экскурсию проводит женщина, которая жила здесь в детстве. А после экскурсии она угощает различными национальными блюдами. Что может быть лучше!
Немного предыстории. Первая успешная сахарная плантация появилась на острове Кауаи в 1835 году. K 1885 году плантация обеспечивала работников жильем, питанием, медицинским обслуживанием и зарплатой в 9 долларов в месяц для мужчин и 6 долларов для женщин. Изначально наличными работникам не платили. Вместо денег они получали купоны и талоны, которые обменивали на товары в магазине.
Когда местные поняли, что рабочей силы не хватает (причиной чего были болезни, привезенные европейцами), на острова стали привлекать иностранцев. Первой группой работников были китайцы. У них был опыт обработки сахарного тростника. Прибывшие были в основном мужчины, которые возвращались обратно на родину по окончании контракта.
Сахарные плантации процветали, особенно благодаря спросу на сахар в США. Гавайи же были независимы в тот период. С развитием плантаций и нехватки рабочей силы стали привлекаться рабочие и других национальностей. Рабочие идентифицировались по фамилии, а также получали номерные жетоны, которые изготавливались из разных металлов. Форма жетона соответствовала определенной национальности. Его наличие требовалось для любых действий, совершаемых рабочим, будь то получение зарплаты или стирка белья. Конечно, многие считали это унизительным, потому что звали людей чаще по номерам, чем по именам.
Проживали наемники не в самых лучших условиях, особенно вначале, но зато вместе с другими представителями своей национальности. Со временем, создавая семьи, они улучшали свои жилищные условия. В деревне представлены дома работников плантаций на Оаху. Каждый дом рассказывает о быте той или иной этнической группы в 1900-1930 гг.
Ну и к слову. Недавно объявили, что последняя сахарная плантация на Мауи закроется к концу года.
Итак, прогуляемся по деревне. Я такие места очень люблю и всегда с любопытством рассматриваю бытовые предметы. К сожалению, из-за задержавшегося автобуса мы опоздали к началу экскурсии на минут десять и я забыла сфотографировать информационный лист о китайском доме. На сайте написано, что это Дом китайского общества, построенный в 1909 году.
Рядом была кухня.
Это мороженица.
Португальский дом (1918 год). В период с 1878 по 1913 гг. на Гавайи прибыли более 17.5 тысяч португальцев, в основном с семьями. Дома, в которых они жили, были очень простыми.
Хоть и состояли они из пары комнат, потолка в них, как правило, не было.
Кухня. Как обычно в те времена, постройка стоит отдельно от дома.
Традиционная португальская печь.
А это тетушка Эспи, наш гид. Она филиппинка и ей уже за 80, но тем не менее полна энергии. Эспи выросла на плантации, поэтому рассказывала много историй из своей жизни здесь. Мы приехали в понедельник, чтобы попасть именно на ее экскурсию.
Пуэрто-риканский дом (1900 год). В 1900-1901 гг. приблизительно пять тысяч пуэрто-риканцев прибыли на Гавайи для работы на сахарных плантациях. Одной из причин, по которой многие решались на переезд был разрушительный ураган 1899 года, который прошел через Пуэрто-Рико.
Кухня.
Проход за домами. По-моему справа находятся туалеты.
Перед домами.
Японский дуплекс (1910 год) - типичный дом, который предоставлялся иммигрантам из Японии. Изначально работников селили по нескольку человек как в общежитиях. Но после забастовки в 1909 году рабочие и жилищные условия стали улучшаться. Так появился такой вид дома.
Для удобстава кухни находились здесь же, а не в отдельном здании.
Вторая кухня.
Ванная комната.
Жилые комнаты.
Специальное помещение для изготовления тофу.
И еще один японский дом (1919 год). Плохие условия приводили к забастовкам и переходу рабочих на другие плантации. Чтобы избежать этого, работникам стали предоставлять отдельные для каждой семьи дома с надворными постройками и собственным садом.
Храм (1914 год).
Внутри парикмахерской (1930 год).
Эспи рассказывает о том, что выращивали в своих садах рабочие. За ней - корейский дом (1919 год).
Площадка для сумо.
Помещения для купания и стирки.
Филиппинское общежитие с огромной Курупитой гвианской, которую также называют деревом пушечных ядер. Справа от дома еще и манговое дерево. Пока мы были внутри, на крышу с грохотом падали фрукты. Какой-то дядечка (кажется, знакомый Эспи) насобирал кучу манго и предложил нашей группе. Народ как-то вежливо отказывался, а мы повезли домой целый пакет вкусных плодов.
Неподалеку увидела дерево сметанного яблока, ну или саусеп.
Плоды калебасового дерева. Из них гавайцы изготавливают музыкальный инструмент
'uli'uli.
Уличные постройки.
Комнаты общежития. Уже не помню, почему в них были фотографии актрис.
Филиппинский дом (1935 год). В таком доме росла Эспи. На стене одной из комнат висела фотография, на которой она еще девочка.
А эти кокосовые "щетки" использовались для чистки пола.
Магазин (1900 год). Здесь продавали все, что нужно было работникам, от одежды и продовольствия до инструментов.
Эспи рассказывала нам о своем детстве и игрушках, которые мастерили дети. Мы тоже поиграли. Кстати, в своих сумочках она носила разные сладости, которыми угощала нас в процессе экскурсии.
Офис (1930 год). Здесь велись все административные дела, включая распределение часов, выплату зарплат, бухгалтерию. Отсюда раздавались сирены, призывающие к работе и сообщающие о конце рабочего дня.
Tеперь посмотрим на другие постройки на улице.
Halau - традиционная гавайская постройка, которая использовалась для строительства каноэ и других ремесел.
Такие дома, основанные на традиционной гавайской постройке с внедрением западных элементов (окна, двери, металлическая крыша) изначально предоставлялись иммигрантам.
Кажется, это хранилище.
Поля таро.
Яйца какой-то бабочки.
А в пруду мы речных раков покормили. Для этого Эспи принесла с собой хлеб - она обо всем позаботилась. А мы, взрослые дяди и тети, радовались как дети.
Птички-цветочки на выходе.