У меня есть два старых "долга" - расстрел полетов в Словакии и Монкальери. А то - фото давным давно выложены, а, собственно, цель поездки осталась покрыта стыдливым молчанием. Не "отдаю" я их, ясно, чтоб вытеснить из памяти "плохое" и все такое, но надо, в конце концов, взять один раз себя за шиворот и сделать то, чего не хочется. Для начала - зачем мы вообще поехали в Монкальери?
Я знала от друзей, что там "легко" и в каком-то смысле расчитывала на хороший результат. "Оптимистичный" муж вопрошал: "Зачем? Еще раз провалиться?" (надо сказать, что в прошлом году ей пришлось на собственной шкуре и не раз почувствовать, что такое "справедливость", именно на детских конкурсах. - "Нет", - отвечала я, - "наоборот"! Сама Маша совершенно уморительно комментировала: "Мы едем туда, чтобы поправить мою пошатнувшуюся самооценку". Смех и грех, да и только. Это одна причина, так сказать, психологическая.
Вторая - "меркантильная": в Гамбурге, откуда у нее скрипка, надо постоянно предъявлять доказательства своих "успехов" (а то еще, не ровен час, скрипку отберут), а в чем измеряются "успехи" молодых скрипачей? - правильно, в "победах".
Третья причина - профессиональная. Обыграть программу. Тут не обошлось без сюрпризов - сроки сместились с декабря на начало октября. О том, чтобы везти новую программу, находящуюся в стадии раннего разбора, и речи не было. Значит - перфекционизировать старую. При слове "Кармен" Маша уже тогда тянулась не только к маузеру, - к атомной бомбе, наверное. Но делать нечего, Кармен так Кармен, тем более, что ехала она с явным намерением "побеждать".
А теперь позволю себе зигзаг в сторону перемены пальцев. Начала Маша "Кармен" в декабре года 2010, сыграла в мае 11, причем вполне себе прилично. Дальше пианистка "загнала" один пассаж, действительно не из приятных, так что Машу "блокировало". Она поведала учителю - одно место "не получается".
- Какое? Что у тебя за пальцы? Попробуй вот так! - (И дальше предлагаеся небольшое изменение. Здесь очень важно сказать, что "первая" аппликатура была придумана не мной, и не Машей. А дана тем же самым учителем. Но раз учитель сказал, Маша пальцы "переучила"). Последнее слово в кавычках, потому что изменения эти не прошли без последствий. На концерте в марте, при полном зале, который буйно ревел от восторга в каждой паузе, Маша пассаж провалила. На арпеджио - остановка, флажолеты играет - и так три раза. На классном вечере в Вене - сыграла. В Вюрцбурге - еще лучше. На конкурсе в Словении - провал. И это было обидно для всех, в том числе для жюроров, которые уже нацелились дать ей первую премию - все планы им перепортила. Играла и в Зальцбурге. В вечернем концерте, за деньги, с билетами!... На репетиции сыграла, на концерте - стыд-позор.
Так вот четвертая и самая важная причина для поездки в Монкальери была - снять с Кармен психологическую блокаду, сыграть в конце концов этот проклятый пассаж. На репетиции - все 100% о\к. А когда настал момент просто сосредоточиться - провал. Нет, журорам, в отличие от Словении, это было по барабану, они и так были в восторге. Дали ей все что можно: просто первую премию, "премио ассолюто", что подразумевает 100 пунктов из 100, и даже придумали после ее выступления экстра-"специальную премию". Аббадо (Марчелло, старшый брат, не Клаудио) написал от руки на листке бумаги что он о ней думает и пригласил играть концерты в Милане. Но чувство у нас было абсолютно провальное. Жена учителя, напутствовавшая нас, выразительно говорила: "Надо знать, что на конкурсе будет "счастлив" только один человек, все остальные будут несчастливы"... Она получила все что можно было и нельзя, результат был лучше любого предусмотренного, тем не менее, была глубоко несчастлива. Потому что пассаж так и не сыграла. Я знаю, что нельзя ругаться после выступления. Но - тоже живой человек, не удержалась. Сказала: "Все, хватит валять дурака. У тебя времени три дня". Три дня перед лауреатским концертом Маша учила пассаж, причем, учить там было особенно и нечего, она его "могла". Концертный зал оказался переполненным, в программе Маша стояла последняя. Она даже сказала немецкое ругательство, за которое я ее в той ситуации не ругала, потому что сама подумала то же самое. И на этот раз зал взревел в паузе, а Аббадо дирижерским жестом призвал публику успокоиться, потому что это еще не конец. Я уже знала, что в такой ситуации Маша пассаж не сыграет, увы, оказалась права.
Да ладно, думала я потом, что мелочиться, зацикливаться, придираться, искать виноватых... Хотя если бы не пианистка со своей склонностью загонять все темпы, и не учитель с переменой пальцев - не было бы этого, уверена на 100. Но сослагательного наклонения нет. Маша панически боится Кармен и отказывается играть ее в будущем. Хотя итальянцы пригласили ее в конце марта, и Сарасате для них в программе - само собой разумеющееся.
Да, еще послесловие. Я сказала, что она будет записывать до тех пор, пока не сыграет как надо. Но это дохлый номер: нет ни времени, ни сил, ни настроя. Да и новую программу играть уже пора. Чтобы не быть голословной, приведу прОклятое место в звуке: на 46 секунде пассаж начинается.
Кстати, замечательный скрипач в этом месте сильно меняет ритм, пассаж, конечно, блестяще выигрывает, но перед флажолетами практически делает остановку. К чему бы это!?
Click to view