Фасад сейчас в лесах (он есть одним боком в предыдущем римском посте), но это как раз одна из тех церквей, главные ценности которых спрятаны внутри. В первую очередь - Караваджо, две крупные работы "Обращение Савла" и "Распятие Св. Петра" (1601). Сразу скажу, что никогда не любила Караваджо...
Я люблю цвет - синий, зеленый, голубой (а также желтый и оранжевый)), у него же большей частью все черно-коричневое. В советском искусствознании его преподносили как "реалиста", обратившего свой взор на "простых людей", и бунтаря-революционера. Самое интересное, что это так и есть, революцию Караваджо совершил. Не так много вообще-то художников, которые изменили ход искусства, и он - в их числе. Веласкес и Рембрант шли за ним. В Риме много Караваджо, так что хочешь/ не хочешь, а смотри (и думай:)). В общем, не скажу, что мое отношение изменилось на 180 градусов, но теперь по крайней мере ясен масштаб личности. Невероятный талант и работоспособность, а сколько бы еще всего сделал, будь у него в запасе дополнительный десяток-два лет жизни! Умер в 38.
Обе картины нарисовал за два месяца, без предварительных набросков и черновиков, - сразу на холсте. Все персонажи лишены сакральности, в этом смысле, безусловно, - "реалист". Типажи брал прямо с улицы, чем возмущал церковь, случалось, что она не принимала заказы или заставляла переделывать. В "Обращении Савла" на первом плане вообще лошадь. Вместе с тем - экспериментатор, работал с зеркалами, разными источниками света, использовал камеру обскура. В общем, Рим "принес" Караваджо, он еще появится не раз в будущих постах.
На снимках все криво, потому что внутрь капеллы не войти.
В церкви много других сокровищ. Согласно легенде, алтарная икона приписывается не кому-нибудь, а самому евангелисту Луке:
В разные годы над интерьером работали Рафаэль, Браманте, Мадерно, Бреньо, Бернини (думаю, что скульптура принадлежит последнему):
Это точно Бернини, фотографии из сети:
Капеллу Ровере с фресками Пинтуриккио в каком-то смысле можно считать противоположностью Караваджо, ясный и теплый свет, идеальная композиция. "Рождество со Св. Иеронимом" (1488-1490). За коленопреклоненным Иеронимом, предположительно, автопортрет самого художника:
Фрагмент "Вознесения Марии" в капелле Бассо делла Ровере, мастерская Пинтуриккио:
Мадонна с младенцем в окружении святых, мастерская Пинтуриккио:
Капелла Коста:
Люнеты капеллы Пинтуриккио у меня совершенно не получились, зато - другие:
С этой церковью связано множество легенд, в том числе, что стоит она на месте захоронения Нерона. После самоубийства прах его хранился в семейном склепе.
Гравюра Пиранези:
На руинах могилы, по преданию, выросло огромное дерево (по одной версии - тополь, по другой - орех), в кроне которого поселились не только вороны, но и демоны. Место считалось проклятым. Так продолжалось до 1099 года, пока сама Дева Мария не явилась во сне папе Пасхалию Второму с повелением поскорее срубить дерево и поставить часовню. "Рopolo" - это и "тополь", и "народ", отсюда две версии в названиях церкви и площади. Поскольку деньги на строительство собирали всем городом, чтобы избавиться от злого духа Нерона.
Церковь, точнее, капелла Киджи, фигурирует в фильме "Ангелы и демоны".
Из википедии, без лесов:
Гравюра Джованни Магги, 1625: