Линц и его обитатели, первое знакомство

Sep 18, 2019 18:08

Казалось бы, ну что мне этот Линц?! А очень интересно появиться в совершенно незнакомом городе, пройтись  по улицам куда глаза глядят и читать как в книжке: "Здесь в 1819, 1823 и 1825 году Шуберт останавливался в доме своего друга юности Йозефа фон Шпауна" Кто такой?! Узнать сейчас очень просто:



В википедии присутствует, уважаемый и знатный человек, даже "рыцарь" (знать бы еще что к середине 19 века означало). Родился и умер в Линце (1788-1865), почетный гражаданин Вены и Тешена (знать бы еще что такое "Тешен"! - а, ясно, пограничный и переходящий из рук в руки Цешин / польский Cieszyn, чешский Těšín, немецкий Teschen). Изучал право в Венском университете, поступил на государственную службу. В 1808 году познакомился с Шубертом, который был на восемь лет младше его, дружба продолжалась всю жизнь. Помогал композитору финансово, ввел его в венские круги, был организатором последней прижизненной Шубертиады в январе 1828 года. Для шубертоведов все это, наверное, "общие места", а мне, поскольку биография одного из любимых композиторов напрочь позабыта, - интересно.
Ладно, пошли дальше... На главной площади и вытекающей из нее улице шумит рынок, толчея, да такая, что надо выбираться на параллельные улицы поспокойнее.



Если рядом с библиотекой, то наверное, это книга:) И правда книга! Точное ее название "Другая книга" - скульптора Тео Блайкнера, 1995 год, из стали, стекла, а так же прессованного, дополнительно обработанного лома материала времен последней войны.



Из википедии:


Типичная школа:



Доска только не типична, в 1906 году ее окончил Витгенштейн!



Сложный философ, крепко-накрепко связанный с атмосферой довоенной Вены, близкий по духу ко второй нововенской школе, а тут - надо же, ученик! Интересно, википедия об этом умалчивает, но мог ли в этой же школе учиться и его старший на два года брат Пауль Витгенштейн? Которого Прокофьев за глаза именовал без всякого стыда "одноруким пианистом" и по заказу которого написал Четвертый фотрепианный концерт для левой руки, надо добавить, совершенно не понятый заказчиком. О том, что руку пианист потерял на фронте известно, а вот его пребывание на просторах нашей родины, в частности, в лагере для военопленных под Омском, оказалось для меня совершенной новостью...



Интерсную версию выдвинул австралиец Кимберли Корниш в своей книжке "Еврей из Линца", согласно которой Витгенштейн учился не только в одной школе, но даже и в одном классе с Гитлером. Думаю, для красного словца, но словцо сработало) И я об этом сейчас пишу, хотя как "школа Гитлера" у меня сфотографирован совершенно другой дом. Как это ни ужасно, но Линц - не только город Моцарта, Шуберта, Брукнера, Кеплера, неизвестного мне писателя Штифтера, но и город Гитлера, может быть даже, в первую очередь (потом сделаю об этом пост).



Первая прогулка была короткой, так как уже в 12.30 нам надо было на репетицию в Брукнер-центр. Шикарный новый зал, выстроенный на берегу реки, с отличной акустикой - место проведения ежегодного Брукнеровского фестиваля.



Вечернего концерта не было, поэтому хорошо, что устроили открытую репетицию. Но собственно репетировали они (как мы это потом выяснили у музыкантов) до появления публики, а то, куда за 5 евро (без буфета, и за 10 "с") пустили народ было скорее всего своеобразное шоу.



Дирижер "нескучно" рассказывал о том как Бетховен тщательно относился к определению темпа по метроному, специально собрал два квартета, "прошел" с ними свои симфонии, в присутствии изобретателя метронома Мельцеля. И продемонстрировал нам как медленно было раньше принято играть "Восьмую", и как надо на самом деле. Действительно очень быстро и непривычно, так как предписано композитором. Часто приводимый аргумент, что метроном якобы был неисправен, - полная ерунда, т.к. экземпляр стоит в бетховенском доме в Бонне и работает по сей день как часы. Шоу продолжалось около 30 минут, послушали зажигательную лекцию дирижера, кусочки из первой и восьмой симфоний, да и конец мероприятия. 



Из холла открывается потрясающая панорама на Дунай, перед нами вчерашний "Викинг", который то нас обгонял, то мы его)



Велосипеды поставили на парковку (этому сюжету будет еще продолжение), а сами решили прокатиться на тур-паровозике:



Не стоило этого делать, провез там, где и сами могли пешком пройтись, из раза в раз повторяется эта "ошибка", в следующий раз - ни за что не сяду!

третье-царство, скульптура, города, музыканты, Бетховен, Шуберт, концертные залы, Австрия

Previous post Next post
Up