Кто счастливей всех на свете?

Jun 03, 2019 13:30

Нет, это не деградация, что я начинаю постить содержание документальных тв-передач на скандальные темы (или все же?!)). Ждали позавчера подзадержавшегося на вечеринке сынка, смотрели в голубой экран (чтобы лишний раз на первый этаж не спускаться, дверь ему открывать), про гениальную фальшивку - книгу Галилео Галилея "Sidereus nuncius" ("Звездный вестник"), фильм под названием "Сфальсифицированная луна". До сегодняшнего дня из опубликованных в Венеции в марте 1610 года сохранились 83 экземпляра. Несколько лет тому назад в Н.-Йорке обнаружился еще один, в котором помимо гравюр:




содержались рисунки тушью (или акварелью):


Честь поделиться сенсацией с миром выпала уважаемому немецкому историку искусства, профессору Гумбольтовского университета Берлина Хорсту Бредекампу:


Лично для него эта сенсация обернулась кошмаром, кот. продолжается по сию пору, и кажется, будет для него таковым до конца его дней. Книга, оцененная в 10 млн. долларов, оказалась мастерски выполненной фальшивкой. Опозорился не он один, бедный человек, но вся команда экспертов, + 14 гос. учреждений. И только после того, как было получено разрешение на пробы бумаги, выяснилось, что творение сие - наших дней. "Шедевр среди фальшивок", - как определил сам Хорст Бредекамп. Особая беда состояла в том, что в этой поделке ученый нашел подтверждение своего излюбленного тезиса, что "Галилей был не только ученым, но и художником", т.е. стал жертвой собственной теории. Еще чудовищнее для него грянул (как гром среди...) факт, что фальшиво-книжкик использовал его собственные - Бредекампа - работы при подготовке и изготовлении своих экземпляров. Предприятие было довольно дорогостоящим, но злоумышленник не поскупился: за одну только печать из старой библиотеки выложил 5000 евро.
Вот и он, Марино Массимо де Каро - бывший директор знаменитой неапольской библиотеки Джироламини (которую он сам и грабил), любитель антиквариата, коллекционер, исследователь и страстный поклонник Галилея (даже опубликовал книжку, но без особого резонанса). Жаль, не нашла "смеющейся" фотографии, в фильме он все время смеялся и вообще выглядел победителем:


Получил 7 лет домашнего ареста, но, судя по кадрам из фильма, особо пострадавшим не выглядит (в таком случае, я тоже нахожусь под домашним арестом:)). Человек сидит в своем роскошном доме, наполненном антикварными красотами и рассказывает с горящими глазами о своей страсти.
Другие участники фильма клеймят его на чем свет стоит за алчность, что все его слова - не более, чем красивые, на самом деле речь идет исключительно о деньгах, - 10 миллионов, шутка ли дело. Но нет, не только. Сам бедный Бредекамп предполагает, что все гораздо серьезнее, чем "просто деньги". Это вызов всему научному сообществу, доказательство их несостоятельности, азарт "кто - кого".
Фильм переполнен подробностями и сугубо профессиональными деталями, кот. за две ночи уже вылетели из моей головы, осталось же следующее. Историк искусства сражен, травматизирован и будет носить в себе эту травму скорее всего до конца. У обманщика же глаза горели как у счастливого человека, коего редко встретишь. Во время отсидки домашнего ареста он излучал оптимизм, увлеченность, радость) Он де ни кого не обманывал, он просто сделал копию (там все еще сложнее, с этими рисунками, в общем, ему удалось сказать "новое слово" в истории подделок). Как в сказке про Гензеля и Гретель он повсюду щедро рассыпал "крошки"-подсказки: сплошную линию на старой печати, в то время как на оригинальных книгах Галелея она прерванная, какую-то кляксу, которая должна была сразу же обратить на себя внимание ученого сообщества, сомнительную подпись самого Галелея... Но никто ничего не заметил, повелись на сенсацию, кто же не мечтает сделать открытие!?
Вот что меня поразило больше всего. Положительный герой в этой истории полностью порушен, отрицательный торжествует, и не видит за собой никакой особой вины. Хотя в итоге было сказано, что ущерб он нанес колоссальный, теперь никто теперь больше не верит итальянским антикварам, не хочет иметь с ними дело. Но ведь главное в этой жизни - быть счастливыми! Так кто же прав?! - главный вопрос поста, ясно, что риторический. Хорсту Бредекампу я искренне сочувствую, хотя и он с этой историей, очевидно, войдет в историю искуства, а Марино Массимо де Каро в чем-то даже немного завидую:) Пост, собственно, об этом.
Занятная история. Фальшивки вообще здорово будоражат застоявшийся болотом мир, будь то "дневники Гитлера" или "обнаруженные неизвестные картины" Вермеера, - наиболее удачные и изощренные из них уже сами по себе вошли в историю искусства.
Картинка для красоты, фреска Дж. Бертини, Галилей показывает телескоп венецианскому дожу (из википедии):

наблюдения, фильмы, нравы

Previous post Next post
Up