В главной роли Лепорелло

Dec 29, 2018 15:24

Сходили вчера на Дон Жуана, собиралась еще осенью, но постоянно что-то мешало, а с наступлением ноября - гл. обр. темень и холод по вечерам) Вообще-то в нашу оперу я давно уже хожу как в цирк: то Кармен во время увертюры насилуют, то участников Набукко в экипировку времен первой мировой наряжают. Дон Жуан вообще дает в этом смысле неисчерпаемые возможности (не зря же в финале 1 акта поют "да здравствует свобода"), но оказалось, на удивление, хорошо. Фотографии с сайта, перед началом спектакля строго говорят о запрете любой съемки, хоть фото, хоть видео....



Цирк тоже присутствовал, точнее - марионеточный театр, но сюжет к тому даже провоцирует. Неладное я почувствовала сразу же, когда началась увертюра: на сцену спроецировали письмо отца Моцарта, Леопольда (перевод быстрый и приблизительный, из программки):
Мой дорогой сын!
(...) Если ты составишь себе труд тщательно подумать о том, что я придпринял с вами - двумя детьми в годы вашей нежной юности, у тебя не будет оснований обвинить меня в робости; и позволь мне, как и всем прочим, иметь право на то, что я - человек и был таковым всегда, у которого есть сердце, чтобы осмелиться на все. Но делал я все с предельной осторожностью и думал тогда, что нельзя сопротивляться падению; потому как только Бог предвидит будущее. До сих пор мы не были ни счастливы, ни несчастны, это было, слава Богу, где-то по середине (...)
Ты молодой человек 22 лет (...), Я даже не хочу сейчас говорить о женщинах, здесь требуется величайшая сдержанность и весь разум, поскольку сама природа является нашим врагом, и тот, кто не воспользуется всем свим умом для необходимой сдержанности, будет потом только тщетно пытаться вырваться из лабиринта, - несчастье, которой обычно заканчивается только смертью (...). Я не хочу тебя упрекать. Я знаю, что ты любишь меня не только как своего отца, но и как самого мудрого и надежного друга, что ты понимаешь, что наше счастье и несчастье, моя долгая жизнь или скорая смерть, наряду с Богом, - лежит в творих руках. Живи как добрый католический христианин, люби и молись Богу, с преданностью и верой в него, с полным рвением, веди такую ​​христианскую жизнь, при мысли о которой моя смерть не была бы страшной" (... итд.).

Письмо сложнее образа, составленного на сцене: несчастный затюканный со скрипкой в руках - Д. Жуан и карающий не Командор, нет, - Леопольд. Описание режиссерской концепции в буклете тоже выглядет многоплановее, чем результат. По замыслу, отец и сын - это практически единое целое, одно и то же, а на сцене отец (как из психоаналитического учебника) просто убивает свой проект. Кстати, до этого как-то не особенно бросалось в глаза, что Моцарт младший пережил старшего всего на 4 года...
Обычно я не против того, чтобы на сцене что-то происходило во время увертюры (муж против), но не такое...
А так - было интересно. Кажется, изо всех сил старались, чтобы мы не заскучали. Дон Жуан был в розовой рубашке, пару раз снимал штаны. От сцены с Церлиной я ждала изнасилования (как это сделали в одной из постановке Зальцбургского фестиваля), но - бог миловал - все обошлось:)


Женские голоса - так себе, мужские приличнее. Больше всего доставил радости наш друг (приятель) - Лепорелло. Мы с ним пересекались на школьных концертах пару лет тому назад, даже вместе выступали (я ему аккомпанировала, фотограия из школы, писала об этом: https://lana-ustinov.livejournal.com/414780.html):


Уже не в первый раз он "перетягивает одеяло на себя", до здешней Кармен н.пр. всегда была убеждена, что Эскамильо - второстепенный персонаж, и только в роли с ним увидела, что никакой не второстепенный, а на равне с главными. Но Лепорелло?! Выглядел он лучше своего "господина",  - и ростом выше, и крепче, складнее, артистичнее (сколько времени еще пройдет, когда мы перестанем при виде белобрысого думать о "гитлер-югенд/-е...) На сайте театра, к сожалению, фотографии не его, а напарника, в белом и в маске - Командор-Леопольд:


Фоторафии из других постановок:




Недавно вычитала у френда, что отторжение от Моцарта, н.пр. - знак глубокого внутреннего неблагополучия. Обеспокоилась было, но с каким же удовольствием просто "тонула" с головой в этих моцартовских ансамблях, финалах, особенно под конец (значит не все еще так безнадежно)). Леопольда-Командора поставили в "царскую ложу", напротив сцены, на балкон первого этажа, аж взрагиваешь и мурашки по спине, - никак его там не ожидаешь. Командор поет, не отрывая глаз от телевизора с изображением дирижера, подвешенного под потолком, там его лучше видно, Дон Жуан умирает на сцене, все остальные "в ужасе", ансамбль чуть-чуть не сходится, но это не важно, ведь они живые и настоящие), в оркестре сидят половина знакомых:) Никакого стола, ужина - траншея вдоль всей сцены, подсвеченная загробным синим. И все вместе, как один организм ведут этот корабль к завершению, - "театр-такой-театр"... Шкурой испытываешь физическое удовольствие от того, как они это делают. Стараются, полная самоотдача, партитура "кипит")
Тут опять возникла тема для дискуссии. После ре-минорного финала, страшной сцены гибели, никакого мажорного привеска "с моралью" они давать не стали. Примкнули к постановочной традиции 19 века. Я - за, какая там мораль, она заглушила бы мне (как обывателю) все впечатление от этого пунктирного "диез ире" в басах, ламенто у скрипок, холодящих душу сфорцато на уменьшенных септаккордах), унисона командорского баса с тромбоном, поднимающихся и обрушивающихся волнами гамм, в то время как бас практически рецитирует на одном тоне... Ну а муж - за верность оригиналу. Ему не хватило практически 10 минут текста партитуры.
Потом мнения точно так же разделились по поводу есть на дорогах гололед или нет.

опера, театр, Моцарт

Previous post Next post
Up