Ехал поезд запоздалый)
Я уже не раз тут разорялась, что в Германии каждый второй поезд запоздалый, а опоздание каждого третьего идет не на минуты, а на часы. Сейчас поразоряюсь на тему, что и внутри не сахар.
Бывает, конечно, редко, очень редко, когда все идет как по маслу. В вагоне светло, тепло и тихо. Последний пункт самый важный. Тишина становится моей жизненной необходимостью, а по отношению к шуму, наборот, со временем проявлется все больше нетерпимости. В скоростных междугородних поездах на большие расстояния есть специальные вагоны или отделения, с табличками:
Когда дети были маленькими я почтительно обходила эти вагоны стороной. Зато сейчас, несешься галопом через всю платформу за ним, - поезда длинные, какой из вгонов окажется "споконым" заранее никто не знает. Можно, конечно, за дополнительные, теперь кажется, уже 9 евро, резервировать места, но мы этого никогда не делаем (почти, кроме исключительных случаев, когда заранее ясно, что поезд будет переполнынным, чтоб не торчать на ступеньках в тамбуре). Не резервируем места и потому, что продавцы билетов не знают какое из них будет ПО ходу поезда, а какое - против, т.е. чтобы не сидеть спиной. В последнее время мне и это не нравится. Потом, никогда не известно, что за соседей подбросит судьба. Бывают и такие, от которых лучше всего просто встать и уйти, поменять место (вагон:)).
Молодые мамочки (в отличие от меня, прошлой) как раз очень любят тихие вагоны, и попробуй что подумай - сразу припечатают дискриминацию детей и семей. Как уж воспитивыли меня и моих, когда мы 10 лет тому назад начали ездить туда-сюда, по 600 км. с севера на юг и обратно, вспоминать не хочу. Мой опыт говорит, что немцы в большинстве случаев очень враждебно относятся к маленьким детям. Чем я хуже?! Нетерпимости я набралась у них, с той лишь разницей, что у них она была вербальная, а у меня мысленная.
Места за столом тоже следует избегать. Сосед/ соседи в этом случае будут неизбежно. В какой-то момент они проголодаются, достанут свой завтрак (обед/ужин), сервируют по столу, и ты волей-неволей почувствуешь себя лишним. Так же как и группа "деловых", которые ведут себя в "тихом вагоне" как дома: разложат ноутбук, бумаги, телефон на подзарядку и начнут молотить по клавишам с таким грохотом и яростью, что опять же - лучше будет место поменять. Иностранцы - австрийцы, н.пр., подсаживающиеся в венский поезд на "нашем" бывшем участке, про "тихие вагоны" понятия не имеют, и таблички им по барабану. Один раз одни так гоготали, что я все-таки выпустила сволочизм, поинтересовавшись у проводника "это тихий вагон или нет?". Проводник начал им объяснять про "тихий", австрийцы обиделись у ушли в другой, не скрывая своего возмущения. Чем подтолкнули оставшихся немцев к дискусси на тему правомерно ли устанавливать "запрет на разговор" в "тихом вагоне" или все-таки нет? Для меня это не вопрос... Хочешь поговорить - пойди в обычный вагон, или снимите уже к чертям эти таблички про тишину, чтоб лишний раз не травмировать таких социо- и фоно- (или акустико-) -фобов как я) Тем не менее, несмотря на всякие непредвиденные привратности, мы предпочитаем "тихий вагон", каждый раз наивно надеясь, а вдруг повезет?!
Во остальных поездах таких вагонов нет, а первый класс мало чем отличается от второго. Интересно, что в Швейцарии вагонов первого класса практически столько же, сколько и второго, и это характеризует нацию. Здесь в региональных - все по-простецкому, и публика тоже. Футбольные болельщики, считающие за правило прихватить с собой в поезд ящик пива, чтобы песни пелись веселей, молодые ученики-подмастерья со всяких рабочих предприятий, просто школьники. Большинство из них играют в компьютерные игры (довольно шумные) или просто слушают музыку, кто в наушниках, кто без, но эти наушники - отдельная статья.
Семьи с маленькими детьми надо сразу оставить в покое (обойти стороной:)) У них есть законное право и покричать, и поплакать, и поспорить с родителями, и поиграть в громкие игрушки с разнообразными акустическими эффектами.
Бывает, что и "деловых" заносит в региональные поезда. И тогда хорошо, если они просто тарахтят по клавишам ноутбука, если же начнут разговаривать между собой, то тоже... мало не покажется. Один раз у меня за полчаса страшно разболелась голова, я начала подговаривать дочку поменять место. На что она справедливо возразила: "Ты сломалась через полчаса, а ведь в школе гораздо громче, и мы проводим там не по полчаса, а весь день. Они ведь просто разговаривают!"... Думаю, в том случае дело было в каком-то особом тембре и особенно пронзительной (невыносимой для уха) частоте. Не надо подозревать меня в человеконенавистничестве, нет, иногда, и даже очень часто, я с большим интересом слушаю рассказы людей обо всем на свете, но чаще всего, конечно, о себе (любимых)).
Вступлю и на тонкий неполиткорректный лед... В наших краях много общежитий для беженцев и теперь их самих, соответсвенно, в поездах. Все бы ничего, но после того, как этим летом 17-летний ворвался в такую же, на которой мы постоянно ездим, электричку с топором и принялся крошить направо и налево всех подряд, я теперь внимательнее присматриваюсь к ситуации. В свое оправдание сошлюсь на знакомого эстонского парня, - открытого, либерального, с европейскими ценностями, - который, тем не менее, оказывшись в Мюнхенском аэропорту, и поразившись количеству сирийцев, афганцев, пакистанцев, африканцев и, и, и, вокруг, кошелек инстинктивно спрятал поглубже. Можно, конечно, сказать, что Эстония - маленькая страна и ему просто непривычно, но и мне до сих пор непривычно.
Вообще, занять хорошее место в поезде - это лотерея, что-то до какой-то степени можно просчитать, интуиция и опыт помогают, но только отчасти. В любой момент нормальные соседи встанут и выйдут, а на их месте появится кто-нибудь с наушниками, из которых орет с такой громкостью, что хоть святых выноси. А если какая-ниубдь попса доносится в ползвука, то и это не лучше.
В последний раз я, устремившись занять свое любимое место, в первой небольшой половине вагона, ближе к машинисту, обнаружила, что на все это отделение нацелилась группа немых. Хорошо! - подумала я, можно будет почитать. Но ошиблась. Рядом со мной устроилась группка из четырех, особенно общительных. Полтора часа они размахивали руками с такой скоростью и частотой, что в глазах мелькало, хоть это и было боковое зрение. Все бы ничего, но эти жесты постоянно дополнялись звуками, да-да, немые могут издавать звуки. Это отдельные гортанные крики, вскрики, возгласы и даже некоторые нечленораздельные фразы. Уставившись в раскрытую книжку, я думала о том, что будь я лишена дара речи, наверное, молчала бы со спокойной душой. Или наоборот?! Очень хотелось бы поговорить?
Не дело, конечно, злопыхательствовать относительно всего человечества, передвигающегося по железной дороге. Мне встречались и замечательные соседи, с которыми мы перебрасывались одним-двумя словами и не больше. Только мимолетными полуулыбками и пожеланиями хорошего дня /пути при прощании. А еще я, наверное, должна быть благодарна немецкой ж/д... Нет, швейцарской! Мы сидели напротив с госпожой, которая мне четыре часа подряд рассказывала про камино. От нее я, собственно, и узнала о его существовании. Много бы сейчас дала, чтобы встретиться с ней еще раз! А дочка проскрипела сквозь зубы, что мы действовали ей на нервы, она де хотела читать) Зачем я вообще злопухательствую? Да потому что в четверг снова ехать, и поздно возвращаться. А тема "виолончель в поезде" вполне себе тянет на отдельный пост.